Найти тему
Гербы, флаги, знамена

Откуда пошло уважение к знамени в армии?

На фото - прощание со знаменем в Чебаркуле.  Источник - Знак.com
На фото - прощание со знаменем в Чебаркуле. Источник - Знак.com

Все мы со школьных лет знаем, что армейское знамя - чрезвычайно важный и уважаемый предмет. Тезисы об особой роли знамени записываются на подкорку с детства: знамя нужно защищать до последней капли крови, его потеря - большой позор, захват вражеского знамени - доблесть. А собственно почему? За что такое уважение к обычному куску ткани с рисунком? Ладно бы на знаменах всегда изображались иконы (как это было в конце XIX века), так нет же: в 17-18 веках на знаменах никаких икон не было, а были самые различные геральдические звери, условные символические конструкции, стрелы, копья, словом совсем не сакральные картины и т.п. Да и на протяжении XIX века основным на знамени был государственный герб, ну так он был и на киверах, и на барабанах, и на бог знает чем. Не относились же к барабанам как к святыне.

Одно из русских ротных знамен.  1712 г.
Одно из русских ротных знамен. 1712 г.

Все дело в особенностях военной тактики конца XVII-XIX веков. Во всех европейских армиях тогда использовалась т.н. "линейная тактика".

Что такое линейная тактика ? В древние времена для обеспечения победы военачальнику требовалось обеспечить численный перевес на конкретном участке для удара по противнику холодным оружием; т.е. чем больше солдат удавалось сосредоточить в "ударном кулаке", тем успешнее было дело. При этом огнестрельное оружие использовалось как помощь основным силам, т.к. оно было тяжелым, неудобным, перезаряжалось чрезвычайно долго, перед выстрелом устанавливалось на специальную подставку (сошку)... в XVI веке мушкет вообще обслуживали двое: один стрелял, а второй следил за фитилем.

Мушкетер XVI века.  Чтобы произвести выстрел нужно было установить тяжелый мушкет на подставку, а затем провести сложные манипуляции по поджиганию пороха...
Мушкетер XVI века. Чтобы произвести выстрел нужно было установить тяжелый мушкет на подставку, а затем провести сложные манипуляции по поджиганию пороха...

С развитием огнестрельного оружия мушкеты стали легкими, солдат стал стрелять "с рук", и пехота получила возможность относительно быстро перезаряжать мушкеты, а при плотном огне расправляться с соперником (в т.ч. и с кавалерией), даже не дав ему приблизиться. Но при всем прогрессе огнестрельного оружия оно по прежнему было неточным. Прицельной стрельбы не существовало в принципе. Поэтому для успешного залпа требовалась массовость. А чтобы стреляющие не мешали друг другу при одновременном залпе, их выстраивали в длинные шеренги - ЛИНИИ глубиной всего в 3-4 человека. Чем длиннее шеренга, тем более смертоносным будет залп. Когда шеренга одновременно стреляла, ряды противников можно было "выкашивать". Но при всем это от солдат требовалась строгая дисциплина: строй необходимо было держать в любых условиях (т.к. прореха в строе автоматически означала ослабление ударной силы на одном из участков, туда противник мог направить кавалерию, а подпущенная на расстояние сабельного удара кавалерия по-прежнему была гибельной для пехоты).

Соответственно солдат должен был быть обученным, дисциплинированным и управляемым. Его задачей во время боя был продвижение четким строем, быстрая перезарядка оружие и стрельба. Шаг за шагом. Выстрел за выстрелом.

Вот для управления строем и использовались знамена.

В условиях боя среди грохота пушек и выстрелов голосовые команды командиров были почти не слышны. Помогали музыкальные инструменты - барабаны, флейты - под музыку солдаты могли "войти в ритм", двигаться слаженно всем строем. К тому же уже после первых выстрелов поле боя покрывалось дымом, так что и полководец с трудом видел свою армию, и солдаты были ограничены в обзоре. Но "своего" знаменосца со знаменем они видели. Напомню, что знамена тогда выдавались не по одному на полк (как сейчас), а каждой роте (!). То есть на рубеже 17-18 веков в пехотном полку могло быть до 16 знамен. Знаменосцы не были заняты стрельбой, их основной задачей было высоко держать знамя, чтобы служить ориентиром для солдат, помогая им держать линейный строй.

"Тонкая красная линия", картина британского художника Роберта Гибба, 1881 г, показывающая огневую мощь линии при использовании линейной тактики.  Русская кавалерия в ходе Крымской войны не может приблизиться к британцам из-за хорошо организованного плотного огня.  Рисунок - из Википедии
"Тонкая красная линия", картина британского художника Роберта Гибба, 1881 г, показывающая огневую мощь линии при использовании линейной тактики. Русская кавалерия в ходе Крымской войны не может приблизиться к британцам из-за хорошо организованного плотного огня. Рисунок - из Википедии

Выбитый в строю врага знаменосец означал потерю ориентации вражеских солдат на поле боя, образование бреши в строю врагов, ослабление их огня на этом участке и соответственно - возможность скорой победы. Поэтому знамена берегли, убитых знаменосцев мгновенно заменяли, а уничтожение вражеского знамени считали предвестником беспорядка во вражеской линии и хорошей предпосылкой для победы в битве.

С дальнейшим совершенствованием огнестрельного оружия к середине XIX века линейная тактика стала потихоньку уходить в прошлое. Возросшая точность стрельбы породила другой подход, стало принципиально важным использовать укрытия, неровности местности, а сражающиеся в рассыпном строю солдаты (гренадеры, егеря и др.) поначалу знамен не имели. Они им просто не были нужны, т.к. не нужно было сохранять линию. Уже позднее, когда знамена из утилитарных вещей были превращены в регалии, условные знаки доблести или милости императора, церемониальные принадлежности, их стали выдавать всем: и гренадерам, и егерям, и ландмилиции, и саперам... При этом, как это ни цинично будет сказано, утилитарная необходимость знамен в армии сошла на нет. Конечно, знамена обрели более высокий статус, они стали как бы пусть и не живыми, но такими же солдатами полка, которые также могут быть ранены, захвачены в плен, пробиты пулей; немыми свидетелями полковой истории. Возросла церемониальная ценность знамени.

Но в боевых условиях знамена просто перестали выносить на поле боя. Они пылились в штабах как дорогие сувениры, а имевшие место случаи захвата знамён противником, как правило, были связаны с полным разгромом полка и захватом штаба. Во времена Великой Отечественной войны полковые знамена также на поле боя не выносились. Какой был в этом смысл, когда никакого толка в их присутствии не было, а потеря знамени, по устоявшейся армейской традиции неминуемо вела к огромным проблемам для командования. Использовали их только на парадах, торжественных церемониях, да для кинохроники. Вспомните, знаменитое Знамя Победы, хранящееся в Музее российской армии, это ведь не полковое знамя, а самоделка, собранная на коленке и раскрашенная белой краской. Но она была поднята над Рейхстагом. А полковые знамена штурмующих Рейхстаг полков в это время спокойно лежали в штабе.

Знамя над Рейхстагом.  Фото Е. Халдея, 1945 г.   Хорошо видно, что это не боевое знамя полка, а самодельное полотнище.  А настоящее боевое знамя полка не покидало штаба, командованию совершенно не нужны были лишние проблемы.
Знамя над Рейхстагом. Фото Е. Халдея, 1945 г. Хорошо видно, что это не боевое знамя полка, а самодельное полотнище. А настоящее боевое знамя полка не покидало штаба, командованию совершенно не нужны были лишние проблемы.

Но это уже другая история.

***

Читайте на канале - Символы Газпрома. Что было до "зажигалки"

Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.