Все мы со школьных лет знаем, что армейское знамя - чрезвычайно важный и уважаемый предмет. Тезисы об особой роли знамени записываются на подкорку с детства: знамя нужно защищать до последней капли крови, его потеря - большой позор, захват вражеского знамени - доблесть. А собственно почему? За что такое уважение к обычному куску ткани с рисунком? Ладно бы на знаменах всегда изображались иконы (как это было в конце XIX века), так нет же: в 17-18 веках на знаменах никаких икон не было, а были самые различные геральдические звери, условные символические конструкции, стрелы, копья, словом совсем не сакральные картины и т.п. Да и на протяжении XIX века основным на знамени был государственный герб, ну так он был и на киверах, и на барабанах, и на бог знает чем. Не относились же к барабанам как к святыне.
Все дело в особенностях военной тактики конца XVII-XIX веков. Во всех европейских армиях тогда использовалась т.н. "линейная тактика".
Что такое линейная тактика ? В древние времена для обеспечения победы военачальнику требовалось обеспечить численный перевес на конкретном участке для удара по противнику холодным оружием; т.е. чем больше солдат удавалось сосредоточить в "ударном кулаке", тем успешнее было дело. При этом огнестрельное оружие использовалось как помощь основным силам, т.к. оно было тяжелым, неудобным, перезаряжалось чрезвычайно долго, перед выстрелом устанавливалось на специальную подставку (сошку)... в XVI веке мушкет вообще обслуживали двое: один стрелял, а второй следил за фитилем.
С развитием огнестрельного оружия мушкеты стали легкими, солдат стал стрелять "с рук", и пехота получила возможность относительно быстро перезаряжать мушкеты, а при плотном огне расправляться с соперником (в т.ч. и с кавалерией), даже не дав ему приблизиться. Но при всем прогрессе огнестрельного оружия оно по прежнему было неточным. Прицельной стрельбы не существовало в принципе. Поэтому для успешного залпа требовалась массовость. А чтобы стреляющие не мешали друг другу при одновременном залпе, их выстраивали в длинные шеренги - ЛИНИИ глубиной всего в 3-4 человека. Чем длиннее шеренга, тем более смертоносным будет залп. Когда шеренга одновременно стреляла, ряды противников можно было "выкашивать". Но при всем это от солдат требовалась строгая дисциплина: строй необходимо было держать в любых условиях (т.к. прореха в строе автоматически означала ослабление ударной силы на одном из участков, туда противник мог направить кавалерию, а подпущенная на расстояние сабельного удара кавалерия по-прежнему была гибельной для пехоты).
Соответственно солдат должен был быть обученным, дисциплинированным и управляемым. Его задачей во время боя был продвижение четким строем, быстрая перезарядка оружие и стрельба. Шаг за шагом. Выстрел за выстрелом.
Вот для управления строем и использовались знамена.
В условиях боя среди грохота пушек и выстрелов голосовые команды командиров были почти не слышны. Помогали музыкальные инструменты - барабаны, флейты - под музыку солдаты могли "войти в ритм", двигаться слаженно всем строем. К тому же уже после первых выстрелов поле боя покрывалось дымом, так что и полководец с трудом видел свою армию, и солдаты были ограничены в обзоре. Но "своего" знаменосца со знаменем они видели. Напомню, что знамена тогда выдавались не по одному на полк (как сейчас), а каждой роте (!). То есть на рубеже 17-18 веков в пехотном полку могло быть до 16 знамен. Знаменосцы не были заняты стрельбой, их основной задачей было высоко держать знамя, чтобы служить ориентиром для солдат, помогая им держать линейный строй.
Выбитый в строю врага знаменосец означал потерю ориентации вражеских солдат на поле боя, образование бреши в строю врагов, ослабление их огня на этом участке и соответственно - возможность скорой победы. Поэтому знамена берегли, убитых знаменосцев мгновенно заменяли, а уничтожение вражеского знамени считали предвестником беспорядка во вражеской линии и хорошей предпосылкой для победы в битве.
С дальнейшим совершенствованием огнестрельного оружия к середине XIX века линейная тактика стала потихоньку уходить в прошлое. Возросшая точность стрельбы породила другой подход, стало принципиально важным использовать укрытия, неровности местности, а сражающиеся в рассыпном строю солдаты (гренадеры, егеря и др.) поначалу знамен не имели. Они им просто не были нужны, т.к. не нужно было сохранять линию. Уже позднее, когда знамена из утилитарных вещей были превращены в регалии, условные знаки доблести или милости императора, церемониальные принадлежности, их стали выдавать всем: и гренадерам, и егерям, и ландмилиции, и саперам... При этом, как это ни цинично будет сказано, утилитарная необходимость знамен в армии сошла на нет. Конечно, знамена обрели более высокий статус, они стали как бы пусть и не живыми, но такими же солдатами полка, которые также могут быть ранены, захвачены в плен, пробиты пулей; немыми свидетелями полковой истории. Возросла церемониальная ценность знамени.
Но в боевых условиях знамена просто перестали выносить на поле боя. Они пылились в штабах как дорогие сувениры, а имевшие место случаи захвата знамён противником, как правило, были связаны с полным разгромом полка и захватом штаба. Во времена Великой Отечественной войны полковые знамена также на поле боя не выносились. Какой был в этом смысл, когда никакого толка в их присутствии не было, а потеря знамени, по устоявшейся армейской традиции неминуемо вела к огромным проблемам для командования. Использовали их только на парадах, торжественных церемониях, да для кинохроники. Вспомните, знаменитое Знамя Победы, хранящееся в Музее российской армии, это ведь не полковое знамя, а самоделка, собранная на коленке и раскрашенная белой краской. Но она была поднята над Рейхстагом. А полковые знамена штурмующих Рейхстаг полков в это время спокойно лежали в штабе.
Но это уже другая история.
***
Читайте на канале - Символы Газпрома. Что было до "зажигалки"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.