Сейчас уже такого нет, а раньше, когда я только пришла в театр, около балетной канцелярии вывешивали списки с распределением. Вновь пришедших в театр артистов расписывали по классам. Я тогда попала в класс к Майе Михайловне Самохваловой. Класс мне нравился, но был один нюанс. Я не любила, когда на меня кричали. Делать замечания это одно, но ведь делать его можно по-разному.
Спустя несколько лет, уже после того, как я перешла в класс к Галине Петровне Петровой, мы встретились в коридоре с Майей Михайловной и она поинтересовалась, почему я не прихожу к ней. Я объяснила. Удивительно, но Майя Михайловна очень внимательно выслушала меня и как я узнала в дальнейшем, изменила стиль ведения урока.
Сейчас не помню сколько лет я занималась у Петровой, но спустя время она ушла на пенсию, и ее класс взяла Нина Владимировна Тимофеева.
Три раза в неделю мы делали полный класс на пальцах. Разогрев делали в мягких туфлях, а потом надевали пуанты и весь класс делали в них. Станок, середину, прыжки... Кстати, мягкие туфли мы делали из жестких. Просто вырывали внутреннюю стельку. Я кстати до сих пор классом занимаюсь только в таких туфлях. Мягкие, мужские, не признаю.
Класс Нина Владимировна всегда делала вместе с нами. Приходила и вставала к станку.
Помню, что удивило меня тогда... Нина Владимировна надевала туфли на голую ногу. Тогда не было никаких силиконовых вкладышей и прочей ерунды. Туфли нам шили в театре, по индивидуальным меркам. И никто ничего не заклеивал. В редких случаях оборачивали пальцы ног газетой, пакетом или пришедшими в негодность колготками. отрезая от них полоску. Конечно было дело стирали. Но бывало это крайне редко. В таких случаях пользовались (лечились) народным средством - яйцом. А точнее пленкой со скорлупки. Я и сейчас использую этот рецепт, когда стираю ноги обыкновенной повседневной обувью.
Когда ездили на гастроли, то классы были общие. Мужчины и женщины занимались вместе. В театре на мужские классы ходила, но редко.
После отъезда Нины Владимировны в 1991 году в Израиль, встал вопрос к кому ходить. Какое-то время занималась у Марины Тимофеевны Семеновой, затем, совсем недолго, у Марины Викторовны Кондратьевой. А потом перешла в мужской класс. Почему ушла от Семеновой - не помню. А вот класс Кондратьевой мне был неудобен. Стала заниматься у Владимира Леонидович Никонова. С его классом была знакома по гастролям.
Кстати, женщины на мужской класс ходят чаще, чем мужчины на женский. Почему? Постараюсь ответить на этот вопрос в конце.
Так вот. Мне мужской класс больше подходил по ногам. Плюс в мужском классе больше вращений и прыжков. Вы спросите, как же без "пальцев"? Никаких проблем: перед выходом на середину надеваешь туфли, и дальше урок делаешь уже в жестких. Занимаясь в мужском классе, я на пуанты вставала чаще чем те, кто занимался в женских. Осталась привычка после уроков с Ниной Владимировной. Кстати, Тимофеева была первым педагогом, кто обратил внимание на мое вращение. Однажды на уроке она сказала: "У тебя природное вращение. Ты должна делать по 5-6 пируэтов. Вставай и пробуй, делай".
С 2000 по 2010 год у меня был большой перерыв. Сначала серьезная травма - разрыв переднего креста. Потом работа в Краснодаре и Бразилии. В родные стены Большого я вернулась в январе 2010-го. И с этих самых пор занимаюсь исключительно в мужских классах: у Михаила Леонидовича Лавровского и Бориса Борисовича Акимова.
Мне нравится логичность комбинаций и построения урока. Кстати, оба ученики Алексея Николаевича Ермолаева. При этом у каждого из них есть свои особенные "фишки". В подробности вдаваться не буду.
С Михаилом Леонидовичем меня связывает не только работа в театре. Мы вместе работали в Краснодаре. Я была его ассистентом при постановке сцены "Вальпургиева ночь" и балета "Паганини" в хореографии Леонида Лавровского. А еще... считаю Михаила Леонидовича своим крестным в балете. Но это отдельная история. Может быть когда-нибудь и расскажу.
Ну и наконец отвечу на вопрос. Это мое видение ситуации.
Мужские классы, как правило, идут в больших залах. Значит и места больше. Даже если чуть-чуть опоздал, всегда найдешь где встать. Как ни странно звучит, но мужские классы легче, к тому же не всегда их все доделывают до конца.
К тому же такое бывает в основном на одиннадцати часовых классах. В десять часов на мужских классах женщин бывает очень мало. Хотя помню как однажды у Лавровского нас было пять девушек и ни одного юноши. Вот такой "мужской класс".
Сейчас, особенно по субботам, на мужской класс девушки ходят по причине того, что в 11 часов уже репетиции. А женских классов в десять нет.
А вообще, у каждого свои причины ходить в тот или иной класс. Ведь даже в женский класс многие ходят то к одному, то к другому педагогу. В зависимости от самочувствия: ног и в целом.
Мужчины тоже иногда ходят на женский класс. Самый яркий пример Коля Цискаридзе, который был одним из любимых учеников Семеновой.
Возможно что-то упустила. Задавайте вопросы. Буду рада ответить.
P.S. Интересно провести опрос среди девушек: почему вы ходите в мужской класс?