Найти в Дзене

Эволюция бескапотных. Часть 2. Автобус НАТИ-А.

Продолжение. Начало: Эволюция бескапотных. Часть 1. Первый “вагонник” в СССР - автобус НИИГТ. После положительных результатов эксплуатации автобуса Научно-исследовательского института городского транспорта (НИИГТ), вышел Приказ Народного Комиссариата Машиностроения № 61 от 13 октября 1937 года, где Научному автотракторному институту (НАТИ) было поручено "спроектировать и построить опытный образец многоместного автобуса вагонного типа по образцу наиболее современных в техническом и эксплуатационном отношении конструкций американских автобусов..." При создании отечественного "вагонника" отправной точкой послужил американский автобус вагонной компоновки Yello Coach фирмы GMC. Кузов, его элементы и характеристики во многом повторяли бескапотного американца. В 1938 году на Заводе опытных конструкций НАТИ был изготовлен 10-метровый автобус вагонной компоновки, рассчитанный на 65-70 пассажиров (из них 40 для сиденья). Машина имела цельнометаллический несущий кузов. Основой каркаса служила

Продолжение.

Начало: Эволюция бескапотных. Часть 1. Первый “вагонник” в СССР - автобус НИИГТ.
Автобус НАТИ-А на площади Свердлова, 1940 год.
Автобус НАТИ-А на площади Свердлова, 1940 год.

После положительных результатов эксплуатации автобуса Научно-исследовательского института городского транспорта (НИИГТ), вышел Приказ Народного Комиссариата Машиностроения № 61 от 13 октября 1937 года, где Научному автотракторному институту (НАТИ) было поручено "спроектировать и построить опытный образец многоместного автобуса вагонного типа по образцу наиболее современных в техническом и эксплуатационном отношении конструкций американских автобусов..."

Автобус НИИГТ, весна 1938 года.
Автобус НИИГТ, весна 1938 года.

При создании отечественного "вагонника" отправной точкой послужил американский автобус вагонной компоновки Yello Coach фирмы GMC. Кузов, его элементы и характеристики во многом повторяли бескапотного американца.

Американский автобус Yello Coach 1932  г.
Американский автобус Yello Coach 1932 г.

В 1938 году на Заводе опытных конструкций НАТИ был изготовлен 10-метровый автобус вагонной компоновки, рассчитанный на 65-70 пассажиров (из них 40 для сиденья). Машина имела цельнометаллический несущий кузов. Основой каркаса служила ферма, склёпанная из стальных профилей. К ней были приклёпаны каркасы боковин и крыши, обшитые алюминиевыми листами на заклёпках. Конструкция была лёгкой и прочной.

Автобус вагонной компоновки НАТИ-А, 1938 год.
Автобус вагонной компоновки НАТИ-А, 1938 год.
Автобус вагонной компоновки НАТИ-А, вид сбоку, 1938 год.
Автобус вагонной компоновки НАТИ-А, вид сбоку, 1938 год.
Цех сборки Завода опытных конструкций НАТИ, 1938 год.
Цех сборки Завода опытных конструкций НАТИ, 1938 год.
Салон автобуса НАТИ-А в процессе сборки, 1938 год.
Салон автобуса НАТИ-А в процессе сборки, 1938 год.
Сборка кузов автобуса НАТИ-А, 1938 год.
Сборка кузов автобуса НАТИ-А, 1938 год.
Схема основных видов автобуса НАТИ-А, 1938 год
Схема основных видов автобуса НАТИ-А, 1938 год

На автобусе был установлен бензиновый 6-ти цилиндровый рядный верхнеклапанный экспериментальный двигатель МБ-27 объемом 10,3 л., мощностью 145 л.с.. Он позволял автобусу разгоняться до 80 км/ч. Двигатель устанавливался поперёк в задней части. Применялась угловая трансмиссия с трёхскоростной коробкой передач. Машину оборудовали пневматическим приводом тормозов. Подвеска рессорная, без амортизаторов.

Схема расположения силового агрегата и заднего моста на автобусе НАТИ-А, 1938 год. Вид сверху.
Схема расположения силового агрегата и заднего моста на автобусе НАТИ-А, 1938 год. Вид сверху.
Схема расположения силового агрегата и заднего моста на автобусе НАТИ-А, 1938 год. Вид сбоку.
Схема расположения силового агрегата и заднего моста на автобусе НАТИ-А, 1938 год. Вид сбоку.

Пассажиры и кондуктор размещались на мягких креслах, имеющих хромированный трубчатый каркас, пружинные подушки и мягкие спинки, обитые кожей. Между сидениями имелся проход шириной полметра. Ветровое стекло и задние окна НАТИ-А глухие. Автобус имел принудительную вентиляцию с выходом воздуха в салон через осветительные плафоны. Салон отапливался водяными радиаторами, включенными в систему охлаждения двигателя. Для удобства пассажиров устанавливались поручни и держатели для рук. Для безопасности пассажиров в салоне автобуса устанавливались три зеркала. Одно перед водителем и по одному над передней и задней дверью. Специальное устройство блокировало закрывание входной двери, если на подножке находился пассажир. В свою очередь, при открытой входной двери исключалось трогание машины с места. Вся измерительная аппаратура, включая спидометр, была позаимствована у легкового автомобиля ЗИС-101.

Пассажирский салон автобуса НАТИ-А.
Пассажирский салон автобуса НАТИ-А.
Водителя от пассажиров отделял только поручень, перегородка отсутствовала.
Водителя от пассажиров отделял только поручень, перегородка отсутствовала.

Дизайн автобуса разработал Ю.А. Долматовский, ряд основных механизмов - А.А. Душкевич. Большой вклад в создание автобуса внесли также В.Ф. Родионов, А.Н. Островцов, А.К. Котиков и другие.

Заметка в журнале "За рулём", октябрь 1940 года
Заметка в журнале "За рулём", октябрь 1940 года

Прежде чем пустить автобус на улицы города, он целый год проходил обкатку. Проверялись все узлы и механизмы, часть из которых пришлось заменить. Лишь 10 мая 1940 года автобус начал свои эксплуатационные испытания в Москве. Номер автобусу не присвоили, но поставили обслуживать маршрут № 2 "Площадь Свердлова — Большая Сетунь". После этого были собраны все отзывы пассажиров и прикреплены к общему отчёту об испытаниях. На автобус делали большую ставку. В НАТИ рассчитывали сделать его по итогам испытаний серийной моделью. Уже обсуждали возможность выпуска 500 двигателей и первой партии из 20 автобусов модели “А”, тем более автобус прошёл все испытания и не вызвал больших нареканий как со стороны пассажиров, так и со стороны комиссии. Не смотря на огромною потребность страны в больших городских автобусов у НАТИ-А не было шансов. Его просто негде было производить. Даже самый прогрессивный завод – ЗИС - не в состоянии был освоить его производство перед войной.

Рисунок А. Захарова в журнале «За рулем» за июль 1979 года.
Рисунок А. Захарова в журнале «За рулем» за июль 1979 года.

Уникальный экземпляр до наших дней не сохранился.

Начало: Эволюция бескапотных. Часть 1. Первый “вагонник” в СССР - автобус НИИГТ.