Книга, по сути пиар-проект одноименного агентства недвижимости Этажи. Ее автор - основатель агентства и идейный вдохновитель Ильдар Хусаинов
Человек, который поразил меня несколько лет назад. В те времена, когда у меня проявился интерес к риелторскому бизнесу и я даже прошел несколько собеседований
Просматривая тематические ролики в Ютубе, я наткнулся на своеобразный версус, где этот Ильдар Хусаинов противостоял какому-то очень уважаемому и известному в риелторских кругах человеку
К сожалению не помню его имени (что-то армянское), это был представительный мужчина средних лет, который энергично ратовал, за то, чтобы комиссия риелтора росла и множилась в зависимости от ситуации
Эта позиция находила невероятную поддержку среди присутствующих зрителей
Ильдар, выражая совершенно противоположную точку зрения, выглядел в том помещении как герой Брюса Уилиса в афроамериканском квартале (фильм Крепкий орешек)
Я даже немного опасался за его физическое состояние. Временами мне казалось, что дискуссия сейчас закончится и его просто начнут бить. В том числе и женщины
Посудите сами - Ильдар предлагал ввести почти фиксированную оплату труда риелторов (оклад + 1% от сделки). Очень героически, если учесть, что другая сторона геройства - это взять комиссию с двух сторон ( в том числе скрытую)
На самом деле в поведении Ильдара нет ничего удивительного - ведь его мысли не о сиюминутной выгоде риелтора, а о долгосрочном планировании (и масштабировании) своего бизнеса
Риелтором тогда я не стал, буквально по физиологическим причинам, о которых ( и еще об одном моменте) и хочу рассказать сейчас, в контексте прочтения этой книги (пока осилил всего 109 страниц)
Итак, первый момент - Ильдар, в рамках развития своей компании (конечно федеральной), кроме всего прочего уповает на маркетинг. Он восторгается парнями, которые продают воду из под крана за 100 руб. (в аэропорту за 300)
Что (по-моему мнению) значит маркетинг в недвижимости? Почему люди должны пользоваться услугами посредников при продаже покупке квартир? Как им внушить такую необходимость?
Все просто. В воздухе должна витать опасность. Опасность того, что тебя обманут. Что продадут плохую квартиру, договор будет ненастоящий, деньги будут фальшивые, их у тебя вообще отнимут. Ты просто потеряешь вообще все, что у тебя было. Потеряешь в один момент. Потеряешь глупо. Просто потому, что решил сэкономить несколько несчастных сот тысяч рублей и не обращаться к риелторам
Ты решил провести сделку сам! Какой ужас. Никогда так не делай. Это очень опасно и грозит большими неприятностями. Такая картина мира должна автоматом всплывать в мозгу любого человека, как только он подумает о продаже,покупке недвижимости
Так же эта процедура должна быть как можно более запутана, а население как можно более дремучим. Процесс должен быть сложен и недоступен для понимания обычному человеку. Человеку всегда нужен профи. Это и есть маркетинг на 100% в риелторском бизнесе
Именно эти моменты и оттолкнули мня от работы риелтором (звучит как оправдание))). Осознание того, что чем больше я буду держать своих клиентов в страхе (и вся отрасль пронизана этим) и неведении, тем больше буду зарабатывать оттолкнуло меня.
Самое смешное (а это второй момент), что Ильдар наряду с всесильным маркетингом уповает и не уберизацию. Уберизацию риелторских услуг. Звучит несколько абсурдно
Ведь уберизация - это не что иное, как полное выбивание из потребительской цепочки посредников. Т.е. риелторов, т.е. агентств недвижимости, т.е. бизнеса Ильдара Хусаинова
Процесс совершения сделки должен упроститься до нескольких кликов по экрану смартфона, а безопасность и прозрачность сделки должны возрости до космических высот
Кто-то это должен сделать... Будет ли это Ильдар или какие-то компьютерщики снова возьму верх?
А может на следующих станицах книги "Этажи" уже есть ответ? Читаем дальше