Найти тему

Неподражаемый Хоакин Феникс

Фильм глазами психолога

Фильм «Переступить черту» (2005, США, Германия, - биография, драма) в главной роли с Хоакином Фениксом.

Все, кто любят музыку 50 – 60 годов ХХ века и стили «кантри», рок-н-ролл и рокабилли, точно знают творчество кумира того времени Джона Кэша, имя которого стоит в одном ряду с Элвисом Пресли. Фильм поставлен по его книге и актера на роль самого себя сам Джон Кэш искал достаточно долго. В своем выборе он не ошибся. Хоакин Феникс великолепен.

Для меня это фильм, во-первых, про отношения:

1. Отец - семейный тиран и деспот, который всю вину за смерть старшего сына возложил на сына младшего, бесконечно повторяя ему в пьяном угаре: «Господь забрал у меня не того сына!». Истинно верующий был человек. Мать – Жертва, позволяющая тиранить своих детей. Зато семью сохранила и приличия, и неважно, что такая адская семейная «идиллия» искалечила жизнь младшему сыну и погубила старшего.

2. Что дают такие отношения для формирования личности подростка 12 лет, которого всю жизнь обвиняли в смерти брата? Психологическую травму, формирование страха отвержения, вечную ориентацию на мнение отца: что скажет, как отреагирует? Все это привело к застреванию в прошлом, психологической незрелости и личностной деформации. Отсюда и всевозможные зависимости, направленные на саморазрушение.

3. Отношения с женщинами. Обратите внимание, как настойчиво он делает им предложение выйти замуж. Он не предлагает выйти за него замуж, он ТРЕБУЕТ любви, требует абсолютного принятия, как истинный неврастеник, выросший без любви в ситуации отвержения.

4. А что же женщины? Жена, которая пыталась его образумить и призвать к ответственности. Но невротик - подросток не может быть ответственным хозяином, добытчиком и тем, кто будет той самой каменной стеной для семьи, которую жена видела в своих фантазиях. Зря она не послушалась своего отца, который точно описал ей психологический портрет ее будущего избранника. А несоответствие навязанной роли в семье приводит к бесконечным конфликтам и ее развалу. Гениально выстроенный диалог ответственной, правильно воспитанной женщины и безответственного неврастеничного мужчины-подростка:

- Но ты ведь и половины не выполнил из того, что обещал мне перед свадьбой! – Говорит она в отчаянии.

- Ну и что? Тогда обещал, а сейчас передумал!

Очень рекомендую романтичным девушкам, верящим словам влюбленного мужчины, распечатать этот классический диалог и повесить его в рамочку на видное место. Это еще одно подтверждение того, что показатель мужских качеств – это не эмоции и убеждающая болтовня, - это поступки и действия, как подтверждение их немногочисленных слов.

5. Отлично показано, как зарождается служебный роман. Даже в 60-ые годы, когда семья была в приоритете. Но если у супругов совершенно разные интересы и представления о семье - это, в принципе, ничем хорошим не заканчивается. Для счастливой семьи ключевое слово ВМЕСТЕ. И кстати, обратите внимание, в какую женщину он влюбился?

Верно, в ту, которая стала ему заботливой сиделкой и «мамой», которая своей любовью и заботой вытащила его из «зловонной ямы» зависимостей. Именно жена-мама, разделяющая его интересы, подходила ему идеально. Именно с ней он прожил 35 лет.

А во-вторых, И конечно, это еще один фильм о человеке, которому судьба подарила Джек-пот. Но он не смог удержаться на вершине, увидев в обрушившимся головокружительном успехе не возможности, а вседозволенность. Да. Не он первый, не он последний.

И каждый раз, когда я вижу подобные истории, думаю о том, какая колоссальная разница между психологически взрослым мужчиной, который подъем на вершину своего успеха рассматривает, как интересный процесс и расширение возможностей, и мужчиной подростком, который, поднявшись и добившись многого, начинает смотреть на мир глазами «Божества», которое никогда не рухнет со своего пьедестала. И конечно, он жестоко ошибается.

Рекомендую фильм тем, кто любит неспешные мелодраматические сюжеты, классную музыку 60-х годов прошлого столетия и, конечно, биографический жанр.

Нам с сыном фильм понравился. В процессе просмотра и после него есть, что обсудить и есть о чем поговорить.