Инспекцией ФНС было подано заявление о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Определением этого суда заявление налогового органа было удовлетворено, введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий, которому назначено ежемесячное вознаграждение за счет имущества должника. Позднее Определением того же суда конкурсное производство завершено и в связи с недостаточностью денежных средств у должника с Федеральной налоговой службы (как инициатора дела о банкротстве) в пользу конкурсного управляющего взысканы судебные расходы и оставшаяся часть его денежного вознаграждения в размере более 400 000 рублей. С целью возмещения этих расходов Федеральная налоговая служба предъявила иск о взыскании расходов (убытков), понесенных ею в деле о банкротстве, с Л., утратившего статус индивидуального предпринимателя, поскольку он, по мнению налоговой инспекции, не исполнил обязанность по подаче в арбитражный суд заявления должника о признании его банкротом. Суды поддержали позицию налоговой инспекции.
Конституционный суд РФ рассматривал конституционность примененных в деле норм по жалобе гр.Л.
В своем Постановлении от 18.11.2019 г. №36-П Конституционный Суд России, признавая положения статей 15 и 1064 ГК Российской Федерации, абзаца второго пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 и пункта 3 статьи 59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не противоречащими Конституции Российской Федерации, отметил, что они не могут обосновывать сами по себе взыскание с индивидуального предпринимателя, своевременно не обратившегося в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом, убытков в размере понесенных налоговым органом, инициировавшим дело о банкротстве, судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Данное Постановление опубликовано и является основанием для пересмотра судебных актов по делу Л.
Интересно, что ранее похожую позицию в отношении судебных расходов по делу о банкротстве Конституционный Суд РФ высказывал и в отношении руководителя юридического лица, впоследствии признанного банкротом. Интересно и то, почему инспекции с такой настойчивостью, зная о предстоящих расходах, идут в суд с заявлениями о признании граждан и организаций банкротами, вряд ли это способствует собираемости налогов, мне кажется все-таки наоборот.