Найти тему
Дневник киноведа

"Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1901

“Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!” – однажды написал поэт Юрий Левитанский и был тысячу раз прав: кино – это действительно целая жизнь со своими триумфами и драмами, взлетами и падениями, героями и злодеями. История отечественного кино, насчитывающая уже более века, вобрала в себя огромный пласт национальной и мировой культуры и оттого чрезвычайно богата на события, лица и имена. Мы представляем вам своеобразные кинематографические “Намедни” – хронику отечественного кино по годам, от первых дореволюционных лент до современности.

Киностудия Жоржа Мельеса в Монтре (источник: Wikimedia Commons)
Киностудия Жоржа Мельеса в Монтре (источник: Wikimedia Commons)

В отличие от прошлого 1900 года, 1901 год начался с целого ряда громких сенсаций из мира кино. Так, в январе в частном театре В. Н. Шульца состоялась премьера первых завезенных в Россию цветных фильмов – “Золушка”, “Волшебная лампа Аладдина” и других. Автором необычных картин выступил уже знакомый нам французский кинематографист Жорж Мельес, известный своими дерзкими экспериментами в области изобразительных приемов. Ввиду отсутствия полноценной технологии цветной съемки (первые цветные фильмы в современном понимании появились лишь в 1930-х) Мельес раскрашивал каждый кадр на пленке вручную, пользуясь лупой для проработки деталей. Конечно, такая ювелирная работа не могла не впечатлить публику, и московская премьера его лент прошла с огромным успехом.

Дом Фальц-Фейна (справа) на Тверской улице в Москве, в котором проходили первые в России сеансы звукового кино
Дом Фальц-Фейна (справа) на Тверской улице в Москве, в котором проходили первые в России сеансы звукового кино

Впрочем, на этом новинки не закончились – в это же время в доме Фальц-Фейна на Тверской улице можно было увидеть (и услышать!) еще более впечатляющее зрелище. Афиша гласила:

“Сегодня открытие всемирной новости – аппарата фонохромоскопографа, посредством которого почтенная публика видит на экране во весь рост артиста в натуральных красках и слышит его пение или разговор. Манеры, жесты и движение вполне совпадают с разговором или пением, благодаря чему получается полная иллюзия”.

В России, куда зарубежные ленты ввозились лишь выборочно, новинка вызвала настоящий ажиотаж, и интерес наших соотечественников к кино возродился.

Вербное воскресенье в Москве. Император Николай II с семьей. Кадр из кинохроники К. Е. фон Гана и А. Ягельского
Вербное воскресенье в Москве. Император Николай II с семьей. Кадр из кинохроники К. Е. фон Гана и А. Ягельского

Впрочем, этому способствовали и отечественные кинематографисты – в 1901 году придворные кинооператоры К. Е. фон Ган и А. Ягельский представили несколько десятков новых сюжетов из жизни царской семьи. Их отличительной особенностью было то, что они стали первыми подобными лентами (после коронации 1896 года), продемонстрированными широкой публике. До этого вся придворная хроника (уже насчитывавшая несколько тысяч метров пленки) предназначалась исключительно для внутреннего пользования, однако на этот раз любой желающий за доступную плату мог посмотреть сорок небольших лент о пребывании государя в Царском селе, Крыму и Беловежской пуще. Как и шесть лет назад, показ окончился бурными аплодисментами в адрес царя, который лично присутствовал на премьере. Интересно, что сами придворные хроникеры за все время показов (а их в течение года было несколько) ни разу не появились на публике, что стало поводом для многочисленных слухов, якобы фон Ган и Ягельский – это один человек.

Император Николай II в Ливадии. Фотография придворного хроникера А. Ягельского
Император Николай II в Ливадии. Фотография придворного хроникера А. Ягельского

Несмотря на то, что в 1901 году в российском кино по-прежнему не появилось собственных игровых лент (которые уже несколько лет массово снимались за рубежом и стремительно вытесняли кинохронику), все же в этот период произошло главное – у публики (а следовательно, и у удовлетворявших ее интересы предпринимателей) вернулся интерес к кинематографии, что вселяло надежду на его дальнейшее развитие после долгого простоя. Впереди отечественное кино ждали новые достижения.

Таким был 1901 год – год, ознаменовавшийся появлением сразу нескольких перспективных технологий, способных в корне изменить восприятие “движущихся картин”, и давший надежду на скорое возрождение отечественной кинематографии. О том, что было дальше, мы расскажем в следующих статьях цикла. Продолжение следует!

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

Предыдущая статья цикла: "Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1900

Следующая статья цикла: "Жизнь моя, кинематограф..." Хроника отечественного кино. Год 1902

Читайте другие наши статьи об отечественном кино: