Найти тему
Дома и интерьеры

История Диориссимо

Есть мужчины, которые дарят женщинам подарки один раз в году. Есть другие - которые радуют своих любимых не только Восьмого марта, но и просто - без всякого повода. И еще есть такие, которые делают подарки круглый год и всем женщинам без исключения. Собственно, вся их жизнь посвящена женской радости. Таких мужчин мало, но о них
пишут книги, а их жизни и творчеству посвящают музеи. Кристиан Диор - наверное, самый известный из них, а его дом-музей в Гранвиле - может быть, самый посещаемый.

Городок Гранвиль расположен в Нормандии, на берегу Ла-Манша. Кристиану было всего два года, когда его родители купили здесь виллу под названием «Румбы», построенную в конце XIX века неким судовладельцем на самом краю нависающей над морем скалы. Судовладелец был натурой романтической и очень любил море, поэтому и дал вилле такое название: румбы - это морской термин, означающий тридцать два деления розы ветров. Изображение розы ветров выложено мозаикой на полу одной из прихожих дома.

Мадам Диор тоже любила море, но еще больше она любила сады. Вилла «Румбы» стала идеальным приложением ее садоводческих увлечений: в момент покупки дом гордо возвышался на куске голой необработанной земли, словно бросая вызов ветрам. Мадам Диор начала с того, что пристроила к дому террасу, где разместился роскошный зимний сад. Затем она принялась за разбивку сада вокруг виллы. Несмотря на построенные по периметру защитные стены, растениям трудно было прижиться на пронизывающем океанском ветру, так что в конце сада пришлось построить парник, куда на зиму заносили горшки с растениями.

Вилла «Румбы»
Вилла «Румбы»

Именно здесь юный Кристиан впервые попробовал себя в роли дизайнера. Увитая розами беседка, стоящая возле искусственного пруда с кувшинками, - целиком и полностью дело его рук. То есть строили ее, конечно, плотники, а Кристиан сделал все чертежи и подобрал растительную гамму.

Окна спальни Кристиана выходили на сосновый лесок и пляж, усеянный ракушками. В этом уютном мирке, полном плеска волн, цветов и зелени, он чувствовал себя счастливым и защищенным. Даже после того как вся семья перебралась в Париж, он частенько проводил здесь лето, бродя по скалам и наслаждаясь бесконечной вереницей карнавалов и маскарадов, традиционных для этих мест.

В 1932 году отец Кристиана, влиятельный фабрикант, обанкротился. Дом был куплен властями Гранвиля, а в 1938 году сады были открыты для посетителей. Почти через сорок лет

Ассоциация домов моделей Диора торжественно открыла в саду виллы «Румбы» бюст модельера. Открытию предшествовал ретроспективный показ моделей Кристиана Диора. А в 1987 году в Гранвиле состоялась еще одна, значительно более масштабная выставка, приуроченная к сороковой годовщине Дома Диора. Выставка имела огромный успех, и все собранные средства были пущены на организацию на вилле «Румбы» музея Диора.

Первоначально это было просто место размещения периодически меняющихся экспозиций, и только в июне 1997 года вилла приняла первых в посетителей качестве полноценного музея с постоянной экспозицией.

-2

Коллекция музея в основном состоит из экспонатов, переданных в дар музею семьей Диора и его друзьями. Здесь есть несколько семейных портретов, украшенное вышивкой платье мадам Диор 1926 года, коллекция семейных фотографий и несколько видов Гранвиля начала века. Жак Руэ, бывший директор Дома Диора, преподнес музею ножницы великого кутюрье и его любимую «счастливую звезду», точную копию которой носит каждый, кто когда-либо работал с Диором. Несколько акварельных набросков костюмов для фильмов 40-х годов были приобретены музеем вместе с аксессуарами и платьями этой же эпохи - предшественниками «нового образа», созданного Кристианом Диором.

Ну и, разумеется, здесь очень много платьев - тех самых платьев, благодаря которым первая же коллекция Диора произвела эффект разорвавшейся бомбы. Дом Диора открылся сразу после войны, когда женщины, привыкшие ограничивать себя в ткани, носили в основном короткие узкие юбки и прямые пиджаки. Диор вернул женскому телу природную грацию.

«Я хотел, - говорил он, - чтобы мои платья были построены, вылеплены по линиям, по стилизованным изгибам женского тела. Я стягивал талию, округлял бедра, подчеркивал грудь. Чтобы модели лучше держались, почти все ткани сажал на подкладку из перкаля или тафты, возродив тем самым обычай, от которого давно отказались».

Пышные юбки, узкие талии и декольте моментально завоевали сердца женщин из всех слоев общества; стиль, получивший название «new look», сделал имя Диора известным во всем мире.

Создавая экспозицию, работники музея уделили особое внимание предметам, говорящим об эстетических вкусах кутюрье. Здесь есть принадлежавшая Диору мебель в стиле Людовика XVI, много работ его любимых художников - в частности, Кристиана Берара, который с 1925 года и до своей смерти в 1949 году был ближайшим другом Диора.

Коллекция музея также включает эскизы костюмов, выполненные рукой мастера, - например, прославленного костюма «Бар», фирменного знака коллекции: это кремовый чесучовый жакет с закругленной баской, облегающий бюст, черная плиссированная юбка, придающая походке королевское величие, и ко всему этому - маленькая, весьма экстравагантная черная шляпка. Этот костюм 1947 года был сделан по заказу американского «Vogue». Здесь же представлены работы Павла Челищева и братьев Леонида и Евгения Берманов. Особого внимания заслуживает картина Леонида Бермана «Донвильский пляж», написанная в 1934 году и навеянная воспоминаниями художника о пребывании на вилле «Румбы» во времена ее продажи.

Выставка платьев
Выставка платьев

Кроме того, музей представляет этапы развития моды XX века и обозначает ее перспективы. Сюзанна Люлен, друг детства Кристиана и бывший директор салонов фирмы «Christian Dior», подарила музею несколько костюмов, один из которых выглядит как шикарная накидка с капюшоном длиной до пола: на его создание Сюзанну вдохновили пальто-шинели, которые носили жены рыбаков в Гранвиле.

Крестница Диора, Женевьева Паж, преподнесла в дар музею два роскошных платья: «Роза Франции» (коллекция весна-лето 1956 г.) и «Черный лебедь» (коллекция зима 1957 г.). Дары от бывших коллег представляют собой различные рабочие инструменты, картины и аксессуары, а также вышивки Ребе и ювелирные изделия Роже Шемама. Ассоциация «Willy Maywald» передала музею коллекцию фотографий самых красивых моделей, а такое ценное приобретение, как целый гардероб одной из постоянных клиенток Диора, сформированный в период с 1955 по 1969 год, дает исключительную возможность наглядно продемонстрировать развитие знаменитой марки на протяжении четырнадцати лет.

Музей Диора - солидное учреждение, архивами которого постоянно пользуются и историки моды, и дизайнеры Дома Диора от Ива Сен-Лорана до Джона Гальяно. Но вряд ли посетители виллы «Румбы» думают об этом, бродя по ее залам и галереям - таким же сказочным, чарующим и немного нереальным, как волшебный мир моды.