В конный поход к Тогускольским озерам по настоянию моей подруги Александры, которая была в нем инструктором, я отправилась в 2007 году. Причем, в отличие от группы туристов, которые весь этот путь проехали на «пятой точке» - то есть на конях, я шла пешком и старалась от них не отставать. Синергичные отношения с чисто женской группой «Эдиганского конно-водного маршрута № 207», у меня выстроились сразу вскоре после первой лекции на тему «латинские названия растений Алтая», которая потом проходила на протяжении всего похода, а результатом его стала песня с перечислением этих латинских слов, причудливых для ушей несведущих в латыни людей.
Но речь в моем рассказе пойдет о, так называемых, Тогускольских озерах, что географически располагаются в Онгудайском районе, но близко к его границе с Чемальским, откуда к ним чаще всего и захаживают посетители. Тогускольскими, эти озера названы по реке Тогускол, которая протекает в пределах Куминского хребта с севера на юг. Река Тогускол является правым притоком реки Малая Сумульта, которая впадает в Большую Сумульту, несущую свои воды в Катунь. Истоком реки Тогускол, судя по карте, является озеро, на расстоянии 3 км от него, правее ее современного речного русла (выше по уровню) расположены старичные озера ледникового происхождения, именуемые Тогускольскими.
Куминский хребет, как и хребет Иолго, располагающийся восточнее Катунской долины, представляет собой слабо расчлененное, обширное вытянутое плато, с преобладающими отметками высот - более 2000 метров. Тогускольские озера находятся в типичной широкой троговой долине на высоте 1840 метров над уровнем моря. Озер девять, все они вытянуты цепочкой, повторяя когда-то существующее русло древней реки. В окрестности Тогускольских озер распространены высокогорные тундровые ландшафты. Климат резко-континентальный, почвы горно-тундровые, растительность представлена травянистой и кустарниковой тундрой, по бортам довольно плоской долины реки Тогускол распространены кедровые леса. Основу растительного покрова тундры образует карликовая березка круглолистная. В травяном ярусе представлены яркоцветущие высокогорные виды: синие цветы водосбора железистого, желтые и голубые фиалки алтайские, малиновые соссюреи Фролова, желтые соцветия патринии сибирской, белые ветреницы длинноволосистые.
Началом нашего путешествия к Тогускольским озерам было село Эдиган, точнее, его восточная окраина. Именно там наши наездницы, усердно потренировавшись половину дня под присмотром конюха Алексея, уселись на коней. И поход начался. Сначала мы, двигались долиной реки Эдиган, затем, его притоком Эдихтой. Далее, приподнявшись на небольшой перевал, спустились в долину реки Кызылгак, где группа сделала остановку-ночевку. Здесь перед вершиной перевала нас – меня и Александру, изрядно попугал вожак конного табуна, что чрезмерно, на наш женский взгляд, оберегал своих кобыл. Мы спрятались в субальпийском разнотравье, скрывая головы за массивными соцветиями борщевика. Полчаса мы в надежде на хороший исход событий следили за траекторией движения вожака.
В урочище Кызылгак мы спустились с заметным опозданием, но были очарованы открывшимся великолепным видом на Чемало-Кубинский водораздел. Чемало-Кубинский водораздел – горный хребет, отделяющий долину реки Куба от долины реки Чемалка. Урочище Кызылгак мне запомнилось шикарным закатом насыщенных цветов. Нижним контуром закатного кадра служили изгибы гор острозубчатых гор водораздела, вершины которые в сумерках напоминали расставленными по горизонту пирамидами. На следующий день нам предстояло подняться на перевал Таманьол (Таманьел, Таманел), находящийся севернее самой вершины горы Таманьол, высота которой 2254 метра.
Гора Таманьол очень схожа по форме с горой Сарлык, которую мы видим в районе Семинского перевала. Такая же округлая и плешивая вершина древнего пенеплена, только немного ниже, всего на 253 м. Таманьол еще хорошо виден с долины реки Катунь, с его левого берега, где-то между устьем реки Ороктой и Ороктойским бомом. Вершина горы и сам перевал лежат в высокогорном тундровом поясе. Поднимаясь на вершину перевала, можно пронаблюдать смену высотных поясов в горах: сначала у подножия перевала нас встретил кедровый лес, сменяющийся редколесьем, плавно переходящий в альпийские луговины и тундру. Поднимаясь на перевал в конце июня, растительный покров привершинной части пестрел розовыми гроздьями соцветий бадана толстолистного. Среди камней синели цветы необычной формы – это типичный альпийский вид - змееголовник крупноцветный.
Присев на гранитный камень, я долго снимала крупные зубчатые листья манжетки, в которых еще не высохли капельки росы. На память пришла следующая история. «С давних времён считалось, что если умыть утром лицо росой, собранной с листьев манжетки обыкновенной, то возвращается к человеку его былая красота. До сих пор в некоторых странах, а особенно в Швейцарии, женщины протирают лицо листьями, покрытыми росой, для сведения веснушек и удаления прыщей».
Повсеместно встречались куртины козельца лучистого, ярко желтыми пятнами окрашивая каменистый субстрат тундры. С вершины перевала открылись голубые просторы Северного Алтая - им нет ни конца, ни края! По алтайской традиции на вершине перевала у огромных размеров обоо конюх Алексей «отдал» в жертву божеству Кудаю клок конских волос, умело выдернув их из хвоста коня. Далее на спуске стало виднеться небольшое озеро с насыщенным зеленовато-малахитовым цветом воды. Это было озеро Караербак – типичное для водораздельной части Куминского хребта. Расположено оно в горном цирке восточного склона горы Таманьол. Весь северный берег озера заболочен и порос густыми ерниковыми зарослями. Здесь и берет начало один из истоков р. Чемалки. Конная тропа пересекает речку, но как конь, так и человек, в этом месте вполне может перепрыгнуть водную преграду. Сам прыжок – восторженное удивление для тех, кто привык видеть Чемалку в нижнем ее течении - у одноименного села. Через некоторое время мы спустились по крутому склону троговой долины (троговая долина - долина в ледниковой или древнеледниковой области с корытообразным поперечным профилем, широким дном и крутыми вогнутыми бортами, которые связаны с выпахивающей деятельностью ледников) и оказались у русла реки Тогускол.
Здесь наша группа пробыла два дня, осматривая озера и их окрестности. Все Тогускольские озера небольшие по размеру и располагаются довольно близко друг к другу. Формы их имеют много общего, напоминая вытянутые эллипсы. Верхние из озер – более крупные, нижние – заметно мельчают. Цвет воды Тогускольских озер – зеленовато-бирюзовый. В период массового таяния снега уровень воды в озерах заметно выше наблюдаемого, о чем свидетельствует каменистая бровка (около метра), лишенная растительности. Складывалось впечатление, что озера «немного подвысохли».
Неторопливый осмотр Тогускольских озер занял целый день. Вся наша группа разбрелась по озерам и то там, то здесь сидели наши «Аленушки» по их бережкам, думая, наверное, о будущих «Иванушках», которых каждая в грядущем встретит на своем пути. Я же тщательно выкапывала и складывала в гербарную папку образцы растений Тогускольского поозерья, дабы уже дома определить неизвестные мне виды. В этой зеленой горной долине, залитой июньским солнцем, было как-то спокойно и надежно. В зеркалах озерных чаш отражались, плывущие вереницей, облака. Обеденный ветерок нежно шевелил волосы. Вокруг высились горы в основном с плоскими, почти как стол, или округлыми, как перевернутые деревянные ложки, вершинами. Взгромоздив увесистую гербарную папку на плечо, мы с Александрой шли пешком за конной вереницей наших «амазонок», съехавшихся на Алтай с разных уголков России, причем, каждая со своим, известным только ей желанием. Вечером была баня, посиделки у костра, чаепитие и бесконечные женские разговоры. У меня за долгую инструкторскую жизнь было много маршрутов и туристов, но эта группа, состоящая из 8 женщин, очень мне запомнилась.
Уже больше года я вновь задумываюсь, но уже о семейном путешествии к Тогускольским озерам, правда, главной целью предстоящего похода будут причудливые «скалы-самовары», которыми я заинтересовалась, будучи на озере Манас в 2013 году. Но, это уже другая история.
Путешествия продолжаются… Фото Ольга Шадрина