22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера отправилась первая автоколонна из шестидесяти автомашин с продовольствием для осажденного города.
Официально трасса именовалась Военно-автомобильной дорогой № 101. Но этот путь долгое время был единственным, соединяющим осажденный Ленинград с Большой землей, поэтому неофициальное его имя было «Ледовая дорога жизни».
Ее сухопутный участок проходил по Карельскому перешейку, заканчиваясь на берегу Ладожского озера. Дальше был ледовый путь – от поселка Осиновец на юго-западном берегу озера к порту Кобона на юго-восточном. Последний пункт располагался лишь в 20–25 километрах от берега, занятого противником. Дальше шел автомобильный путь до Новой Ладоги и железнодорожный до Войбокало. На протяжении всей трассы колонны подвергались постоянному обстрелу противника.
«На озере тысячи людей строили ледяную дорогу, расчищали путь городу к жизни, - писала 14 мая 1942 года газета «Ленинградская правда». – Мороз и пурга не принимались в расчет. Первые дни ледяная дорога не могла еще удовлетворить урезанных до предела потребностей большого города и его фронта… можно и нужно было перевозить больше грузов… И тогда началось своего рода соревнование, о котором напоминали многочисленные лозунги, расклеенные в домах, землянках и деревнях по всей трассе: "Водитель, помни! Каждые два рейса обеспечивают десять тысяч ленинградских жителей! Борись за два рейса!"».
В первую блокадную зиму ледовая дорога просуществовала 152 дня. Благодаря ей 25 декабря 1941 года удалось повысить минимальные продовольственные нормы для блокадного города с 125 до 200 граммов хлеба. А зимой 1942 года они повышались еще дважды — до 250 и 300 граммов.
Читать статью на сайте ИА FederalCity
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.