Работа – это не только стабильный материальный доход. Это прежде всего – стиль жизни – возможность проявить себя, общаться, чувствовать себя нужным.
Сухие фразы из открытых источников: «Среди врачей распространено ошибочное мнение о непригодности почти всех больных рассеянным склерозом к обычным видам трудовой деятельности». «У больных рассеянным склерозом отмечается активная установка на трудовую деятельность». «Многие больные рассеянным склерозом длительно сохраняют трудоспособность».
Я люблю свою работу (руководитель детского театра) до дрожи, до умопомрачения. Тружусь на одном месте уже почти 27 лет. Из них больше 20 болею.
Когда узнала диагноз, очень переживала, что придется оставить работу. Потом мы с мужем поняли, что, пока я работаю, я живу. Сейчас решаем прикладные задачи. Но по-прежнему 3 раза в неделю я провожу занятия и репетиции. Ставлю спектакли.
Что дает мне работа:
· 3 раза в неделю гарантированно выхожу из дома, а, значит, получаю дополнительные нагрузки;
· Постоянное общение с детьми дарит массу положительных эмоций (сейчас работаю с подростками, то есть с большими детьми);
· Необходимость готовиться к занятиям и репетициям постоянно держит в тонусе, не дает мозгу лениться;
· Благодаря работе, я не чувствую себя ущербной.
Треть пациентов с рассеянным склерозом продолжают работать до достижения пенсионного возраста. Естественно, приходится реалистично оценивать свои возможности.
Можно изменить график работы, нагрузки. В крайнем случае, поменять профессию.
РС занимает 2-ое место среди причин неврологической инвалидности молодых людей: около 50% пациентов через 15 лет от момента начала заболевания имеют проблемы с ходьбой, еще 30%— не могут передвигаться самостоятельно. Конечно, это все очень серьезно. Но, пока есть хоть малейшая возможность оставаться в строю, используйте эту возможность. Работа значит, конечно, не всё, но очень-очень много.