Согласно опросу, большинство (∼62%) музыкальных терапевтов проводят сеансы самостоятельно, при этом менее 30% из них работают совместно с другими терапевтами. Пациенты могут быть направлены в музыкально-терапевтические службы несколькими различными способами, и этот процесс часто зависит от учреждения или группы населения.
Методы перенаправления могут включать самостоятельное перенаправление пациента, направление музыкального терапевта, направление другим специалистом или программное перенаправление (все пациенты получают услуги). Музыкальные терапевты обычно проводят оценки и документируют прогресс участников.
Что касается межпрофессионального сотрудничества, то музыкотерапевты ссылаются на сотрудничество с другими терапевтами (например, логопедами, эрготерапевтами, физиотерапевтами, терапевтами для отдыха), специалистами по творческому искусству, социальными работниками, специалистами в области психического здоровья, медицинским персоналом и духовенством.
Исследование показало, что музыкотерапевты, участвующие в групповых встречах, считают, что участие улучшает качество ухода за людьми, которым они служат. Кроме того, музыкотерапевты также обнаружили, что активное общение с другими членами мультидисциплинарной или межпрофессиональной команды максимально увеличивает доступ пациентов и поддержку персонала.
Музыкальные терапевты практикуют в различных теоретических направлениях. Эклектическая, когнитивно-поведенческая, поведенческая и гуманистическая ориентации были определены как наиболее распространенные в Соединенных Штатах, и они часто сочетаются с подходами музыкальной терапии, такими как GIM, Orff и неврологическая музыкальная терапия.
Общественная музыкальная терапия, которая объединяет сообщество, культуру и контекст и фокусируется на мобилизации ресурсов для повышения благосостояния, и ресурсоориентированная музыкальная терапия, которая фокусируется на сильных сторонах, одновременно решая проблемы и стремясь расширить возможности людей посредством сотрудничества, получили признание за последние годы, особенно за пределами США.
Однако информация о терапии музыкой в сообществе и ресурсо-ориентированной музыкальной терапии в Соединенных Штатах несколько ограничена, возможно, из-за восприятия администраторами здравоохранения той роли, которую музыкальная терапия играет в здравоохранении.
В дополнение к теоретическим ориентациям и подходам к музыкальной терапии, практикуемым музыковедами, некоторые модели или подходы к лечению, специфичные для психиатрического лечения, часто интегрированы в практику музыкальной терапии; примеры включают реабилитационную помощь, трансдиагностическую теорию и психотерапию.
Консультации по восстановлению при двойной диагностике, модель GORSKICENAPS для восстановления и предотвращения рецидивов, а также повышение мотивации также упоминались среди терапевтов, работающих с людьми с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Обычно это происходит в ответ на модели и системы, используемые в самих учреждениях, а также в ответ на преобладающие модели обучения и предоставления услуг в конкретных странах или регионах.