В отличие от глубокой психологической точки зрения Юнга, наш предыдущий анализ также имеет свои достоинства в отношении развития личности. Например, в начале истории Красную шапочку можно было рассматривать как маленького ребенка, выходящего из дома матери, чтобы доставить выпечку в бабушкин дом. Шапочка исследует окружающую ее среду, когда она идет по лесу. Когда девочка сталкивается с Волком, он убеждает ее свернуть с пути и полюбоваться красивыми цветами, которые растут вокруг.
Собрав много цветов, Шапочка берет себя в руки и возвращается на свой путь. Кроме того, когда девочка приходит к бабушке домой, она "переступает порог развития к новому мироощущению".
Многие дети, представляя себя на месте главной героини сказки, могут подумать: "поступаю ли я правильно?" или "должен ли я зайти в дом к бабушке, зная, что что-то не так?"
Когда красная шапочка находится внутри живота волка, она превращается, как бабочка в коконе, переходя на новый этап идентичности. Когда красная шапка спасается, она предстает уже как другой человек. Она более зрелая, с развитым чувством собственного достоинства и своей личностной идентичностью.
Все это (также как и концепции Юнга) иллюстрирует то, как может быть достигнута идентичность и через какие стадии и опыт необходимо пройти, чтобы достичь и успешно завершить каждый этап. Если этап не будет завершен, то человек застрянет на нем, и по мере взросления будет нести с собой амбивалентность и незрелость, что будет сильно тормозить развитие его самого.
Модель, состоящая из восьми эпох развития, играет определенную роль в формировании женской идентичности, а именно в формировании интимных отношений. Идентичность определяется как "устойчивое, последовательное и надежное чувство того, кем является человек и что он представляет из себя как активный член общества". Кроме того, теория психосоциального этапа развития предполагает, что последние этапы подросткового возраста (когда человек переходит в молодую взрослую жизнь) это особый период времени для решения вопросов идентичности и, следовательно, перехода к кризисному периоду между интимностью и обособленностью. Можно описать понятие изоляции относящееся к интимным отношениям, как готовность обособиться и при необходимости исключить те факторы и людей, которые представляют опасность по своей сути.
Недавние исследования показали, что этот этап является более сложным и женщины сталкиваются с большими трудностями при интеграции своей идентичности, чем мужчины.
Развитие чувства идентичности является одним из наиболее важных достижений на поздней стадии подросткового возраста. Формирование идентичности готовит подростка к взрослой жизни путем организации всех прошлых и настоящих процессов идентификации, признаков, желаний и ориентаций в последовательное и целостное представление о себе.
Позитивным результатом этой борьбы за интеграцию является чувство идентичности или ощущение преемственности и последовательности в себе с течением времени. Негативным аспектом является ощущение путаницы в отношении своей идентичности или роли, отсутствие уверенности в том, кем человек является, или в том, какую роль он играет в жизни.
Интимная близость играет ключевую роль в формировании собственной идентичности, особенно чувства собственного достоинства, именно, у женщин. Они, как правило, уделяют больше внимания своим межличностным отношениям, чем мужчины, которые, обычно, уделяют больше внимания внутриличностной динамике.
Ученые провели кросс-секционное исследование достижения интимности и перехода от подросткового к молодому взрослому стилю отношений и обнаружили, что девушки оказались очень компетентными в решении задачи развития интимности по сравнению со стилем интимности парней, что свидетельствует об их невовлеченности в свои отношения. Осознавая, что женщины в раннем возрасте уделяют больше внимания своим межличностным отношениям, можно задаться вопросом, как динамика общества и семьи вплетается в их коллективное бессознательное состояние, которое в конечном итоге проявится во всех аспектах отношений.
В ходе своих исследований ученые обнаружили, что стили идентификации начинают формироваться в детстве с родительской опекой, регуляцией поведения и поддержкой самостоятельности. Идентификационные стили:
- Информационный: Когда мне нужно принять решение, я люблю проводить много времени, думая о своих возможностях.
- Нормативный: Я думаю, что лучше иметь твердые убеждения, чем быть непредвзятым.
- Диффузный/избегающий: Когда я пытаюсь принять решение, я стараюсь ждать как можно дольше, чтобы увидеть, что произойдет.
- Обязательственный: У меня есть определенный набор ценностей, которые я использую для принятия личных решений.
Исследование "Красной шапочки" и процесса развития, через который проходит героиня, чтобы достичь зрелости, и как она справляется с амбивалентностью, является инструментом обучения детей и взрослых, которые проходят через этапы развития идентичности.
Эта история иллюстрирует, что развитие своего "Я" является необходимым шагом в процессе индивидуализации. Если женщине не хватает чего-то внутри, если она не уверена в себе и в жизни, она вряд ли достигнет целостности и застрянет на определенном этапе.
Вот такие пироги (отнесла Шапочка). А на этом все, спасибо за внимание!