Количество посмертных дисков Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) продолжает расти и процесс этот, судя по всему, в ближайшее время не остановится. При этом понятно, что прирост будет идти в основном за счёт концертных записей артиста, так как количество неизданных студийных записей, похоже, уже исчерпано. Но и концертные записи Джими тоже представляют интерес – знатоки музыки могут сопоставлять различные версии знакомых песен, находить элементы отличия в игре и пении (а Джими никогда не повторялся!), оценивать игру группы в целом.
Сегодня речь пойдёт о новой версии песни Ezy Ryder в исполнении The Band of Gypsys. Напомню вам, что в состав этой группы - помимо Джими - входили Билли Кокс (Billy Cox) на бас-гитаре и Бадди Майлз (Buddy Miles) на барабанах. Версия, записанная на концерте в Fillmore East полвека назад, будет впервые представлена в трек-листе нового бокс-сета: «Jimi Hendrix - Songs for Groovy Children: The Fillmore East Concerts».
Вы можете услышать, как в этом треке группа как бы прокладывает себе путь по бездорожью – ведь на момент исполнения песня Ezy Ryder ещё не была выпущена на студийном диске (она выйдет в 1971 году на альбоме «The Cry Of Love»). В начале песни барабанщик Бадди Майлз задает темп и рисунок, после чего Джими начинает играть рифф. К ним подключается бас-гитарист Билли Кокс, и вот они - уже втроём, - заполняют звуком всё тембральное пространство. Песня наращивает мощь и приходит в точку, где Джими «взрывается» фразой: “Ezy, Ezy Ryder, riding down the highways of desire”.
В тот день - 31-го декабря 1969 года, - группа уже успела сыграть эту песню в раннем концертном сете, так что вы слышите более уверенную вечернюю версию. Сыгранность The Band Of Gypsys росла от концерта к концерту – музыканты могли «ловить» друг друга и синхронизировать мелкие детали аранжировки всё с большей точностью. И, конечно же, весь ритмический подклад строился исключительно «под Хендрикса», чьи соло с каждым разом взлетали всё выше и выше над «фундаментом» ритм-секции.
«The Band of Gypsys была группой без эгоцентризма, и поэтому она эволюционировала», - рассказывает Билли Кокс в интервью журналу Rolling Stone. - «Мы просто были музыкантами, любящими друг друга и любящими музыку».
В октябре этого года Билли Кокс отпраздновал своё 80-летие. Он – единственный оставшийся в живых музыкант из игравших с Хендриксом в The Jimi Hendrix Experience и The Band Of Gypsys.
Когда я увидел информацию о бокс-сете и комментарии Билли Кокса, мне очень захотелось узнать, что он делает сейчас и послушать его музыку. Последний его альбом вышел в 2014 году, называется он «Unfiltered». Вот его обложка.
Ссылок в YouTube на песни с этого альбома я не нашёл, но послушал треки в «Яндексе», мне они понравились. Обязательно поставлю что-то в программе на МАЯКе.
Зато мне попался симпатичный клубный джем на песню Хендрикса Foxy Lady. На гитаре и вокале – Eric Gales (и очень здорово!), на барабанах Richie Monica, а на бас-гитаре Billy Cox - Билли наш Кокс.
Съёмка 2012 года из известного нью-йоркского клуба Iridium.
Но вернёмся к выходящему бокс-сету «Songs for Groovy Children»: богатая упаковка содержит книгу cранее неизвестными фотографиями Хендрикса и музыкантов группы. Воспоминания Билли Кокса соседствуют с заметками журналиста и режиссера Нельсона Джорджа. Бокс-сет был спродюсирован Джейни Хендрикс (не знаю, кем она приходится Джими), Эдди Крамером и Джоном МакДермоттом.
Мастеринг делал лауреат «Грэмми» Берни Грундман.
Вся эта коллекция песен скоро будет доступна в цифровом виде или в виде набора из пяти CD или восьми LP пластинок. Она знаменует собой первый выпуск легендарных дебютных выступлений ансамбля в полном объеме - четыре выступления в канун Нового года и новогоднюю ночь с 1969-го на 1970-й год. Именно из этих записей в своё время был скомпонован диск Хендрикса «Band of Gypsys» (1970).
В этом бокс-сете имеется несколько ранее не выпускавшихся записей, а также неотредактированные фрагменты треков, которые когда-то были обрезаны.
Когда Билли Кокс слышит старые записи, то сразу вспоминает эффект, который Хендрикс оказывал на толпу. «Я отчетливо помню, что со сцены можно было видеть людей с широко открытыми ртами – и это на 10 рядов вглубь зала», - смеётся он. - «Они никогда не слышали ничего подобного, и, очевидно, всё звучало очень здорово, потому что аплодисменты шли после каждой песни».
За годы, прошедшие с момента релиза первого посмертного диска Хендрикса «The Cry of Love» (1971), концертные записи выходили неоднократно: в 1999 году это был двухдисковый альбом «Live at Fillmore East»,
а «Machine Gun: The Fillmore East First Show» был выпущен в 2016 году на одном диске.
Когда Кокса спрашивают о том, почему к этой музыке сохраняется такой большой интерес, он отвечает: «Музыка Джими была духовной, а то, что духовно, никогда не разделяет людей – и в этом весь смысл, - поэтому Джими актуален в 21-ом веке, как и был в 20-ом. Он повлиял на жизнь многих людей, причём самыми неожиданными способами. Повлиял на всех: от солдат в джунглях Вьетнама до католических священников в капюшонах. Его музыка дала вдохновение и сторонникам мира, и музыкантам, ищущим новые направления для самовыражения. Мы – группа The Band Of Gypsys, - были настоящими, потому что мы думали о музыкальном совершенстве, как выражении красоты души».
Красиво сказано!