Приветствую, читатель! Сегодня поделюсь беседой с несколькими студентами по поводу практики в школе. Больше сказать нечего - эти ответы говорят сами за себя. Все фразы и остальное полностью сохранено.
1. Здравствуй, *имя*! Какие впечатления у тебя после школы в целом?
Алина: Здравствуй! Положительные. Уроки пролетают быстро, а дети заряжают энергией на весь день.
Игорь: Привет! Впечатления разнообразные - есть как негативные, так и позитивные. Но о плохом я не буду. Из хорошего - воспитанные, умные, увлекающиеся, эстетически развитые, культурно подкованные дети, с которыми было увлекательно работать. В очередной раз мне (лично для себя) удалось развеять старческий миф, что всё подрастающее поколение деградирует.
Екатерина: Здравствуй. Впечатления? Смешанные. Понимаю, сложно будет всегда, тем более опыта пока недостаёт.
Виктория: Школа хорошая, работать было комфортно, хотя и волновалась на уроках, что что-то не так скажу или не смогу довести мысль до конца.
2. Ты студент филологического факультета, твоё направление - русский язык и литература. Какие предметы ты вела сейчас и в каких классах?
Алина: На этой практике я вела только литературу, у меня был седьмой и девятый классы.
Игорь: Я преподавал литературу в 9 классе.
Екатерина: Да на самом деле практически у всех старших классов я провела литературу. На уроках русского тоже была, но это скорее исключительный случай.
Виктория: Литература. В 10 классе.
3. Как считаешь, твои уроки были интересны школьникам? Они не скучали?
Алина: Судя по работе классов, уроки были интересными, но за исключением занятия по произведению "Песнь о вещем Олеге". Если что-то неинтересно самому учителю, то дети, как хорошие психологи, легко это чувствуют. Мне удалось оживить их интерес во второй половине урока, когда я попросила их порассуждать, как змея могла прокусить обувь/одежду князя.
Игорь: Все мои уроки проходили на темы, связанные с поэзией А.С. Пушкина. На каких-то дети зевали, а на каких-то - с жаром перекрикивали друг друга, чтобы высказать свою точку зрения (шучу - они интеллигентно и воспитанно поднимали вверх руки, выжидая своей очереди ответить, но по ним было заметно, что они горят желанием что-то мне сказать). Больше всего детям понравились уроки на тему любви, дружбы, свободы в поэзии Пушкина. Наиболее скучными для них были философская тема и тема поэта и поэзии.
Екатерина: Сложный вопрос. Наверное, в восьмом классе были самые удачные. Ребята внимательно слушали, отвечали на мои вопросы, уточняли какие-то непонятные моменты. Хотя был и ужасный один, там я и сама почувствовала, как все сворачивает не туда, куда планировалось.
Виктория: Не знаю. Мне кажется, что моментами скучали, моментами могло быть интересно.
4. Ты использовала какие-то необычные методы, которые понравились тебе самой? Если да, расскажи, пожалуйста, вкратце, как это проходило?
Алина: Мне понравились составленные детьми синквейны на тему "декабристы", они подобрали очень проникновенные слова, я была приятно удивлена.
Игорь: Никаких новых методов не использовал. Урок строился по принципу: я задаю ученикам вопрос - они мне на него отвечают. 90% говорили они, остальные 10 - я. Если они не могли ответить на какой-либо вопрос, я задавал им второй, более конкретный. И так далее - до тех пор, пока вопрос уже не будет содержать в себе ответа (хотя, такое было только один раз). Перед практикой по литературе я дал себе установку - не давать ответа на собственные же вопросы, а ждать этого ответа от школьников.
Екатерина: Если мы сейчас говорим про инновационные методы, то да. Ребята писали синквейн, мы работали с методом "шесть шляп". Не раз уже отмечалось, что нестандартные уроки всегда привлекают больше внимания, ученики активно принимают участие в обсуждении, главное заинтересовать.
Виктория: В основном, уроки проходили традиционно, иногда с мультимедийными вставками, делали кластер. Хочу попробовать провести "Шесть шляп".
5. Что можешь сказать о современной школе? Думаешь, в наше время дают качественное образование?
Алина: Думаю, здесь нельзя дать однозначного ответа. Есть учителя, у которых психологическое выгорание давно состоялось, в их работе говорить о качестве образования не приходится. Есть и молодые специалисты, которые полны сил и мотивации, готовые использовать фейерверки методов ради того, чтобы заинтересовать ученика, но у молодых учителей мало опыта. Кто преподаёт лучше: опытный, но выгоревший учитель или молодой, вдохновлённый, но неопытный - вопрос философский.
Игорь: Я вел уроки только в ** гимназии, поэтому из примеров в моей "педагогической" копилке есть только она. Я видел, как преподаватель, курирующий меня уже второй год, вел уроки русского языка и литературы. Могу сказать, что он это делал качественно, мастерски. В плане образования было все очень хорошо. Но в плане того, как осуществлялись воспитательные цели… Однако я уже говорил, что не буду о негативе.
Екатерина: Естественно, многое зависит от педагога. Мне может везло пока, но весь материал детям знаком, читают не только школьную программу, а значит не все так плохо.
Виктория: Нельзя сказать однозначно. Думаю, зависит от учителя. Могу сказать, что дети в 10 классе активно работали и выдавали очень интересные идеи.
6. А у учителей вообще есть возможность давать хорошее образование детям?
Алина: В прогрессивных странах учителя отправляют на пенсию после того, как он проработает в школе 20 лет, и это происходит вне зависимости от того, хочет он этого или не хочет, его никто не спрашивает. У нас такой практики нет, но нельзя сказать, что возможность давать хорошее образование детям отсутствует. Она есть, но для этого должно сложиться множество факторов, начиная от политики образования в стране и заканчивая личностной мотивацией учителя (дать хорошее образование, отдать всего себя педагогике, методике и самой науке... зачем? Чтобы что? Очень многое будет зависеть от того, как учитель ответит себе на этот вопрос).
Игорь: Есть. Конечно, есть. Я уверен, что даже не имея всяких современных штучек-дрючек (наподобие компьютера, проектора, принтера и другого), можно дать качественное образование. Аристотель же как-то преподавал своим ученикам? Или, допустим, Платон. Это, конечно, не означает, что государство должно поставить крест на спонсировании учебных заведений :) Я говорю о том, что все зависит от самого преподавателя. Если он специалист в своем деле, то он на пальцах объяснит детям, как определять стихотворный размер.
Екатерина: Конечно. Возможности есть, главное реализовать их.
Виктория: Смотря в какой школе, смотря в каких условиях. Настолько глубоко мы не вникали в образовательный процесс в конкретной школе.
7. И последний вопрос, который интересует почти всех. Ты молодой почти квалифицированный специалист. Пойдёшь ли работать в школу? Почему?
Алина: Нет. Учитель должен быть возвышенным, одухотворенным идеей обучения и воспитания следующих поколений, должен безупречно знать свой предмет, учитель - это призвание. Я - не учитель.
Игорь: Вообще, моя цель - преподавать в каком-нибудь университете. Люблю, когда я говорю больше, чем окружающие меня люди (ученики). Но для того, чтобы устроиться в какой-либо ВУЗ, надо несколько лет проработать в школе. Поэтому, да, я пойду работать в школу. А там, кто знает… Может, мне понравится, и я останусь там навсегда.
Екатерина: Если сказать честно, то нет. Мне сложно даётся вести урок. И тут зависит не от учеников, просто каждый урок слишком много нервов отбирает. Ну и, естественно, уровень зарплат, от этого никуда не убежать. Современный мир принуждает думать не о призвании и желании, а о материальной стороне вопроса.
Виктория: Не могу назвать себя квалифицированным специалистом, я слишком многого не знаю и не умею. Не уверена, что буду готова учиться всю жизнь, а чтобы быть хорошим учителем - это необходимо.
8. Спасибо большое за участие!
Игорь: И тебе большое спасибо!
Екатерина: Тебе спасибо! До встречи.