Найти тему
Восприятие кино

"Вавилон" - социальные нормы в фильме

Оглавление

Прежде чем перейти к анализу фильма, я хотел бы воспользоваться аргументом Клиффорда Герца о культурных интерпретациях. Социальные факты и культура - это разные вещи, но они взаимосвязаны.

Если применить терминологию Герца, то можно назвать режиссера этнографом. Что бы этнограф ни изучал, он очень хорошо понимает актуальные социальные факторы, культуру, нормы и ценности.

Культура склонна сопротивляться, или ей разрешено сопротивляться, и поэтому она может избежать систематических методов оценки. Вы либо понимаете толкование, либо нет, видите его смысл, либо нет, принимаете его или нет. (Дюркгейм)

Фильм является интерпретацией мира через призму режиссерского восприятия, а анализ будет насквозь проходить через культуру и актуальные на то время социальные факты.

Отображение общества в кинокартине

Режиссером фильма "Вавилон" выступил мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес. Сюжет фильма рассказывает историю четырех разных семей:

  • Американской
  • Марокканской
  • Мексиканской
  • Японской

Все эти семьи связаны между собой целым рядом событий и сталкиваются с множеством проблем, навязанными обществом с разными ценностями и культурными нормами.

Теория Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм дал два определения социальному факту. Первый гласит следующее:

Социальный факт - это любой фиксированный способ действия, способный наложить на человека внешнее ограничение. (Дюркгейм)

В этом определении он вводит понятие "социального ограничения", которое идентифицирует обоснование действий как социальные факты.

Если человек нарушает это ограничение, то следствием может стать: чувство вины, осуждение окружающими людьми, или в более широком масштабе - закон.

Марокканские проблемы

В фильме мы можем видеть примеры социальных ограничений во всех трех сюжетных линиях. Например, в начале фильма отец марокканской семьи покупает винтовку для своих маленьких сыновей, чтобы они могли защитить овец от шакалов.

Когда оба сына пробовали пользоваться винтовкой, выяснилось, что младший брат (Юсеф) стреляет лучше старшего (Ахмед). Это может быть истолковано как социальное ограничение для Ахмеда, который чувствовал, что его осуждают другие. В какой-то степени это привело к инциденту со стрельбой в автобусе, когда Ахмед пытался доказать, что может стрелять лучше брата.

Второе определение Дюркгейма - социальный факт является общим для всего данного общества, имея при этом собственное существование, независимо от его индивидуальных проявлений.

Это определение использует более общий подход к социальным фактам. Для лучшего понимания этого понятия Дюркгейм ввел термин "социальные течения", представляющие собой коллективные эмоции, чувства и мысли в группе, которые оказывают большее влияние, чем собственные эмоции человека.

Автобус и общество

Американскую женщину случайно подстрелили во время автобусного тура. Водитель автобуса едет в ближайшую деревню, где работал только ветеринар, который смог зашить рану и на некоторое время спасти женщину.

Кадр из фильма "Вавилон" (2006)
Кадр из фильма "Вавилон" (2006)

В то же время другие туристы в автобусе хотели бросить женщину и ее мужа (Ричарда), потому что боялись очередного нападения. Туристическая группа и Ричард ведут дискуссию, в результате которой туристическая группа уезжает.

Если мы рассмотрим этот пример в ранее упомянутых аргументах Дюркгейма, то увидим, что после аварии автобусная группа была разделена по определенным эмоциональным причинам. Опыт группы был получен извне, и в данном случае речь шла о стрельбе, которая являлась стимулом для социального расслоения внутри небольшого "общества".

Внутренняя борьба девушки

Мы наблюдаем историю японской семьи - Ясудзиро и Чиеко Ватая. Ясудзиро - вдовец, жена которого самостоятельно ушла из-за того, что столкнулась с трудностями общения со своей глухонемой дочерью Чиеко.

Кадр из фильма "Вавилон" (2006)
Кадр из фильма "Вавилон" (2006)

Из-за инвалидности Чиеко считают отверженной, и люди постоянно закрываются от нее, когда ей нужен простой человеческий контакт. Позже в фильме она рассказала сотруднику полиции, что она лишилась внимания матери. Это лишение она старалась компенсировать в социальных контактах с окружающими, но сталкивалась лишь с конфронтацией.

В отличие от предыдущего случая в автобусе, разделение социума произошло из-за внутренних стимулов группы - отношения людей к "изгою".

Возвращаясь к роли общества, Дюркгейм дал социологическое объяснение:

Каждая социальная группа действительно имеет коллективную склонность к действию. Она состоит из течений эгоизма, альтруизма или аномии, пронизывающих общество. Эти тенденции присутствуют во всем социальном организме, затрагивая людей, заставляют их совершать преждевременные необратимые поступки. (Дюркгейм)

Примером тому может служить эпизод, когда к Чиеко и ее подруге подходит мальчик, который приглашает их выпить со своими друзьями, но как только он понимает, что обе девочки глухие, он уходит и смеется со своими друзьями. Такие тенденции могут привести к пагубному умыслу.

Социологически важный фильм

В целом, "Вавилон" выделяет в социологических терминах различные интересные вопросы. Фильм, в конце концов, вымышленный, как и персонажи, но социальные факты и культура реальны.

Кино является прекрасным отражением общества своего времени и важно смотреть кино не только современное, но и старое, чтобы понимать исторический и культурный контексты нашей жизни.

Надеюсь, ещё один такой экспериментальный обзор окажется интересным. Они будут не часто появляться на моём канале, так как требуют глубоких исследований не только в структуре фильмов, но и в теории разных наук. Спасибо за ваше внимание!