Найти тему
Учебный Центр АВД

Мутная история квадроциклов

Когда и где появился первый ATV, нам охотно поведает француз, японец и американец

Сегодня популярность квадроциклов в среде охотников, «диких» туристов, любителей погонять непременно по пересеченной местности очевидна. Это четырехколесное транспортное средство - «помесь бульдога с носорогом», то есть автомобиля с мотоциклом проберется там, где не поедет ни тот, ни другой. Несмотря на довольно широкое распространение квадроциклов и их относительную молодость, происхождение этого чуда техники успело потеряться. Причем не в веках, а буквально в десятилетиях.

Неисповедимы пути его

Если заглянуть в Интернет, то можно убедиться: история квадроциклов преподносится ну совершенно по-разному. Так, Википедия утверждает, что честь изобретения мини-вездехода принадлежит японскому концерну Honda. Называется и первая (еще трехколесная) модель — US90. Ее дебют состоялся в 1970 году. Ну а дальше идея якобы понравилась американцам (даже указывается где конкретно — в Калифорнии), и понеслось. Словом, по Википедии, первые квадроциклы (если быть точным - трициклы), которые стали как грибы появляться по миру и прежде всего в США, — лишь аналоги «Хонды». Иными словами, откровенный плагиат.

Другая интернет-версия, продвигаемая сразу на нескольких сайтах, идет по проторенной в Википедии дорожке, но кое-где сворачивает на сторону: дескать квадроцикл, действительно, обрел жизнь в Японии, но позже - не в 1970-м, а в 1982 году. И опять же инженерную мысль подхватили американцы.

В третьем варианте зарождения мотовездехода (русское название квадроцикла) авторы соглашаются с Википедией, упоминая и Honda US90, и то, как она понравилась янки, и даже 1982 год. Правда, история дополняется подробностями: тогда, в 82-м, японская компания Suzuki, подвизавшаяся в основном на производстве мотоциклов, добавила в конструкцию четвертое колесо, и получился квадроцикл Quad Runner LT125. Начало 80-х годов прошлого века в мире квадроциклов характеризуется как жесткая внутрияпонская конкуренция между концернами Honda, Suzuki и Yamaha.

Четвертая версия направлена на то, чтобы окончательно запутать следы от квадроцикла с помощью заметки в «ЯндексДзен». По авторскому убеждению, аппарат был изобретен никем иным как самим Генри Фордом, но почему-то... в начале XIX века (спишем все-таки на опечатку). Статья пестрит эпическими сентенциями. Начинается она так: «История создания квадроцикла уходит корнями к началу XIX века». Затем: «...Его уникальность и отличие от обычных автомобилей пришлось по нраву многим жителям Америки». И далее: «К сожалению, с появлением «полноценных» автомобилей популярность первых квадроциклов стала резко падать и со временем проросла (!) былью».

Пятая версия… Огласить весь список?

До второго пришествия

Наиболее приемлемой в фактологическом отношении выглядит следующая история квадроциклов. Прообразом этой техники, возможно, была французская самоходная тележка «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton), увидевшая свет в 1895 году. «Имя» аппарата копирует название автомобильной фирмы, принадлежавшей Альберу де Диону, Жоржу Бутону и Шарлю Арману Трепарду (по информации из той же Википедии, которая, впрочем, не упоминает «Де Дион-Бутон» как первый квадроцикл).

Изобретение не снискало популярности и было благополучно забыто. «Второе пришествие» мотоциклов о четырех колесах пришлось на 50-е годы прошлого столетия. И случилось это в США с подачи фермеров, которым позарез нужен был маленький, но мощный трактор, чтобы можно было и по дрова смотаться, и пни корчевать, и землю пахать. Именно тогда у этой техники появилось собственное название, которое прижилось повсеместно: ATV - All Terrain Vehicle, то есть «вседорожник». Чаяния фермеров удалось удовлетворить в компании Polaris, занимавшейся ремонтом сельхозтехники и попутно делавшей попытки сконструировать снегоход (что, кстати, в итоге удалось). Авторство первых ATV образца 1954 года приписывается инженерам фирмы Орлену и Дэвиду Джонсонам и Паулю Ноченмусу. Но машины не получили широкого распространения, видимо, ввиду их узкой специализации и к началу 60-х были благополучно забыты.

Из Америки - в Россию. Через Японию, Канаду и Китай

Идея сделать не мини-трактор для пахоты, а девайс для развлечений, действительно, принадлежит японцам. Honda – 1970-й (если быть совсем точным - 1969-й), Suzuki – 1982-й и далее по списку. Но базовой для сегодняшних моделей формулой технической составляющей квадроциклов все-таки является Polaris, которому удалось создать ATV с узнаваемыми и по сей день узлами: автоматическая перемена передач вариаторного типа, подвеска «Макферсон», дисковые тормоза по кругу и другие новации, буквально перевернувшие технологические стереотипы конструкции ATV. Речь идет о легендарном Polaris Trail Boss, выпущенном в 1985 году. Его можно сравнить с американским бомбардировщиком Boeing B-52 или российским (советским) Ту-95. Оба были введены в строй одновременно, в середине 50-х годов прошлого века, оба служат и по сей день, причем только лучше становятся.

Японские Honda, Kawasaki, Suzuki, Yamaha, канадский Bombardier (BRP), американский Arctic Cat и присоединившиеся к ним совсем недавно китайские производители губкой впитали предложенные нововведения (а где-то даже превзошли автора) и составили крепкий пул брендов в сегменте «квдроциклы».

А что Россия? С середины «нулевых» годов производство мотовездеходов постепенно, но уверенно налаживается. С 2003 года на рынке квадроциклов присутствует подмосковная компания Stels; отработано производство этой техники и на рыбинском предприятии «Русская механика» (популярные еще в советское время снегоходы «Буран» - их рук дело); калинингарская Baltmotors старается создать обоим производителям конкуренцию… Надо отметить, что многие экземпляры весьма достойно смотрятся даже на фоне продукции от мировых признанных мэтров ATV-строения. Например, модель РМ 500-2 «Русской механики», на базе которой созданы армейские мотовездеходы. Все последние достижения квадротехники здесь воплощены с умом и тактом. Вот если бы только не так шумел и жрал бензина...

Пройти обучение на квадроцикл, снегоход.