Ученые предлагают перечень мер по сотрудничеству между компаниями и следственными органами.
Жертвами могут стать не только глобальные игроки.
В прошлом каждая третья часть малого и среднего бизнеса в Германии также страдала от промышленного шпионажа или жесткой конкуренции.
20% компаний не имеют стратегии обнаружения или защиты своих изобретений от атак.
Таковы некоторые результаты исследовательского проекта по промышленному и конкурентному шпионажу в Германии и Европе, проведенного исследовательской группой из Института международного уголовного права имени Макса Планка во Фрайбурге и Института системных и инновационных исследований имени Фраунгофера в Карлсруэ совместно с Федеральным управлением уголовной полиции, Управлением уголовной полиции земли Баден-Вюртемберг и Саксонским университетом полиции.
Инновации компаний находятся под угрозой.
Малые и средние предприятия обеспечивают наибольшее количество рабочих мест в Германии и считаются гарантами экономического роста.
Они разрабатывают ценные и востребованные ноу-хау, которые вызывают интерес у их конкурентов или других стран.
Исследование WISKOS, проведенное Институтом Макса Планка по иностранному и международному уголовному праву и Межведомственной разведкой имени Фраунгофера, показало, что каждая третья компания во всех секторах уже пострадала от шпионажа или других инцидентов.
Каждая вторая компания сообщила о подозрении в попытке нападения.
Кроме того, можно предположить, что имеется большое число незарегистрированных случаев.
Угроза в равной степени внутренняя, например, от недовольных или бывших сотрудников; и внешняя, например, от кибершпионажа.
"Результаты наших опросов показывают, что ни одна компания не может чувствовать себя в безопасности. Это может затронуть все отрасли промышленности и все классы размеров компании", - объясняет доктор Эстер Боллхофер, которая отвечала за проект в Фраунгофер ISI.
Каждая пятая компания, в которой работает менее 50 человек, заявила, что у них нет стратегии борьбы с физическим шпионажем, и лишь немногие из них имеют концепцию предотвращения кибершпионажа.
Еще хуже то, что многие компании уклоняются от использования внешней поддержки, когда их подозревают в шпионаже.
"Стандартной процедуры пока нет.
В фирмах, занимающихся шпионажем с двойным тёмным полем, существует большая неопределенность", - говорит Вернер Хайер
из LKA Баден-Вюртемберг.
Довериться органам власти.
В принципе, компании вполне могут представить себе сотрудничество с властями, согласно результатам расследования. Взять на себя четкие обязанности и доверительные отношения.
"Взаимное доверие возникает, прежде всего, из общения и сотрудничества.
Поэтому необходимо укреплять и расширять существующие платформы сотрудничества между полицией и компаниями.
Таким образом создаются структуры и механизмы сотрудничества, обеспечивающие быстрое и доверительное реагирование, и сотрудничество в случае причинения ущерба", - объясняет Альберт Меркль, директор Института криминалистики BKA.
"Потому что правоохранительные органы могут успешно работать только в том случае, если они узнают о нанесенном ущербе как можно быстрее".
Руководство по сотрудничеству между полицией и компанией.
В дополнение к анализу светлых и темных областей в нелегальном оттоке ноу-хау, научный коллектив Института Макса Планка во Фрайбурге и Межведомственного института имени Фраунгофера разработал руководство с практическими рекомендациями для компаний, научных организаций и органов полиции.
Эти руководящие принципы призваны повысить осведомленность об этом преступном явлении и предоставить информацию о превентивных мерах и процедурах, применяемых после инцидента.
"Благодаря многолетним исследованиям и их результатам мы можем предоставить как компаниям, так и следственным органам практические рекомендации, которые помогут им предотвратить и раскрыть такие преступления и устранить препятствия для сотрудничества", - говорит Сюзанна Кникмайер, исследователь Института международного уголовного права имени Макса Планка.
Дело будет расследовано.
Правовой анализ также предоставляет законодателю информацию о том, как пересмотреть существующую правовую базу.
В частности, жесткое разделение промышленного и конкурентного шпионажа больше не представляется целесообразным.
"Это не имеет значения с точки зрения заинтересованных компаний и не ведет к эффективному прояснению ситуации и уголовному преследованию", - подчеркивает доктор Майкл Килчлинг, научный руководитель Института Макса Планка во Фрайбурге.