2000 год. Мне 10 лет, я учусь в 5 классе. В стране расцвет компьютерной журналистики - на прилавках магазинов журналы "Мир ПК", "Компьютерра", "Хакер". Со страниц Книги рекордов Гиннесса улыбается Билл Гейтс: основатель Microsoft и богатейший человек на планете.
Персональные компьютеры появляются не только в офисах, но и в квартирах простых людей. Дети открывают для себя мир компьютерных игр. Одноклассники более обеспеченных ребят часами просиживают у них в гостях. Даже смотреть за тем, как играет кто-то другой, интересно. День, когда родители покупают собственный домашний компьютер - праздник. Поколение Y - поколение людей, очарованных компьютерами.
В 5 классе у нас появляется новый предмет - информатика. Ведёт его Сергей Иванович - высокий мужчина лет 30, неизменно в строгом деловом костюме и очках с тонкой металлической оправой. Достаточно строгий преподаватель, вместе с тем не лишённый чувства юмора, позднее он возглавил одну из старейших школ города.
Информатику мы любили. Для многих ребят школьных компьютерный класс - первое место знакомства с компьютером. Если учитель в хорошем настроении, а все задания выполнены, то разрешалось даже немного поиграть по сети. На компьютерах установлен первый и третий Quake, а позднее - Counter Strike 1.5. Изредка Сергей Иванович присоединялся к игре и шутя восклицал: "Кто меня убил?! Петров? Двойку поставлю!".
Уже тогда многие из нас понимали, что будущее за информационными технологиями. Мы с одноклассником твёрдо решили стать айтишниками и получать по информатике одни пятёрки :)
В 5 классе Сергей Иванович начал преподавать нам основы программирования на языке QBasic. Благодаря своей простоте и дружелюбности этот язык программирования широко использовался в школах. На уроках мы писали программы, рисующие российский флаг и делающие простые математические операции.
QBasic шёл в комплекте с операционной системой Windows. Со временем QBasic уступил место другим языкам программирования: последние версии Windows даже не поддерживали запуск среды разработки.
За последние несколько лет широкое распространение получили ретрогейминг и ретрокодинг. Школьники 90-х выросли и с теплом вспоминают времена игровых приставок и написания первых программ на Бейсике. Ютуб-каналы с прохождением игр на Dendy и Sega собирают сотни тысяч просмотров. Не остались в стороне и любители QBasic. Группа энтузиастов портировала QBasic на 64-разрядные операционные системы и назвала QB64.
QB64 - вариация QBasic, которая запускается на современных версиях Windows, MacOS и Linux. QB64 - прекрасный вариант для знакомства ребёнка с программированием. Добрую улыбку вызовет он и у тех, кто в начале нулевых писал свои первые программки.
Учебных материалов по QBasic в интернете великое множество. Хорошее издание по этой теме - учебник Игоря Софронова "Бейсик в задачах и примерах". Разобрав очередную тему и примеры читателю предлагается порешать похожие задачки. Таких задач в книге 435! При решении задач приходится не только вникать в синтаксис языка, но и вспоминать азы математики. В общем, это хорошая зарядка для ума. Рекомендую!
QB64 доступен для свободного скачивания по ссылке: https://www.portal.qb64.org/
Учебник Игоря Софронова ищите на торрентах: увы, по первым ссылкам в гугле его не найти :)