Найти тему

Пёс Баладан

В трактате Йома 21-Б идет обсуждение свойств огня жертвенника:
Учили в барайте: пять вещей сказано об огне жертвенника - лежит как лев; ясен, как солнце; есть плотность в нем; пожирает влажное как сухое; и не поднимается от него дыма... Но учили мы: сказал рабби Ханина, сеган коэнов: "Я видел его - и лежит он как пес". Нет противоречия: тут (в барайте) - о Храме Первом, а там (в словах р. Ханины) - о Храме Втором.

В связи с этим вспоминаются слова из Коhелет (9 глава):

Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву.

Он видит в этом пророчество о Первом и Втором Храмах. Однако, я хочу добавить еще несколько смыслов.


Первое: В Зоаре, в предисловии на листе 6-Б дается следующее описание:

Во времена первые, когда поток этот протягивался вниз, находился Исраэль в целности, ибо зарезали жертвы, и приносили и искупали ими души свои, и тогда спускалось подобие льва одного свыше, и был виден он на жертвеннике, лежащим на добыче своей, и ел жертвоприношения, как муж сильный и все псы прятались от него и не выходили наружу. Когда же вошли в нарушения, Он спустился на ту ступень вниз и убил того льва, ибо не хотел давать ему добычу его, как вначале, считается, что Он как-бы убил его. И несомненно, здесь этот (лев) - (это) лев внутри ямы. А именно, в аспекте стороны зла, поскольку, что видят его со стороны другой. Усиливается и посылается пес один есть жертвоприношения. И имя того льва - Уриэль, и лицо его - лицо льва. А как имя того пса? Баладан - имя его. И нет в нем ничего (от человека), а только лицо его - лицо пса, и сам он пес.

Второе: в комментариях на это место сообщают, что лев спускался и уничтожал клипот. А пес - только отпугивал клипот. Т.е. сила жертвоприношений Первого Храма уничтожала клипот, а жертвоприношения Второго Храма лишь отдаляли их от нас, но оставляли в нашем мире. На самом деле пес - тоже клипа, точнее, клипат нога, которую рав Валли сравнивает, что довольно забавно, с котом, который ворует у хозяина, но не дает воровать мышам (другим клипот).

Третье: Рав Валли, комментируя Коhелет, говорит, что "келев хай" (живой пес) - это злодей, который в конце своих дней стал праведником, а мертвый лев - это праведник, который в конце дней стал злодеем. И тому подтверждение гиматрия. "Келев" (כלב) имеет гиматрию 52, как слово "сын" (בן), а также, как милуй Четырехбуквенного Имени, соответствующему миру Асия. Т.е. злодей, сделавший тшуву, становится достойным называться сыном Вс-вышнего и исправляет мир Асия. А слово "арье" - лев (אריה) имеет гиматрию 216, как слово "Гвура" (גבורה) или как утроенная гиматрия слова "Хесед" (חסד). И тогда мертвый лев - это мертвая сила (Гвура) или тот, кто трижды погубил милосердие (Хесед) Вс-вышнего.

Четвертое: в книге При цадик, говорится, что собака - это линия от Тиферет к Малхут Ситра Ахра (т.е. древа клипот), а осел и бык - это Хесед и Гвура клипот. И если осел - это клипа на повелительные заповеди, а бык - клипа на запретительные заповеди, то собака - как средняя линия - лежит на повелительных заповедях и гавкает на запретительные заповеди. И мне в этом видится положение дел после разрушения Второго Храма, когда большую часть повелительных заповедей мы исполнить не можем из-за отсутствия Храма, часть тех, которые можем исполнить - имеют очень сильное внутренне сопротивление в душе человека (образно, на них лежит злая собака, которую мы обходим стороной), а на запреты собака лает и так же нас отпугивает, хотя большую часть запретов у нас имеется возможность соблюдать.

Пятое: Также, образ льва и собаки, хорошо подходит к обстоятельствам строительства Первого и Второго Храмов: Первый построен в святости народа Израиля царем Шломо при поддержке самых лучших представителей народа, Второй построен с разрешения царя Кореша евреями из неблагородных семейств, местами с сомнительной родословной (это известно из трактата Кидушин). Очевидно, противопоставление льва и собаки. Однако, лев умер (как известно, впавшие в идолопоклонство евреи были убиты и рассеяны по земле, и неизвестно, где они), а пес жив (потомки поколения Второго Храма живы и породили множество праведников).
Интересно следующее совпадение: Первый Храм был построен царем Шломо по указанию своего отца Давида, а Второй Храма был построен по указанию царя Кореша. Символом колена Йеhуды и царского дома Давида был лев, а согласно персидским легендам царя Кореша (Кира II) выкормила собака.
Какие будут соображения?
P.S. Забыл добавить еще кое-что. Огонь жертвенника Первого Храма Талмуд уподабливает солнцу. В огне же Второго Храма спускался пес Баладан, чье имя имеет одинаковую гиматрию со словом "луна" (לבנה).