На минувшей неделе «молодой технократ» Глеб Никитин выступил в привычном для российского губернатора амплуа, в известной степени повторяя поведение главы государства. Это продолжение популярной у нас политической схемы «добрый царь и злые бояре». Людям нравится, когда приезжает вышестоящий начальник и распекает нижестоящих, которые не справляются со своими обязанностями и надоели местным жителям.
Поэтому Никитин играет в беспроигрышную игру. Тем более что и претензии к главе Дальнеконстантиновского района были вполне заслуженными. И заявления губернатора о том, что он будет принимать жесткие меры к главам районов, это напоминание о том, кто в области главный, кто должен играть определяющую роль, с кем нужно считаться, кому подчиняться. Никитин напоминает, что эти чиновники зависят не от населения, а от него – он может их запросто снять с должности.
Чиновники действительно недорабатывают в плане реализации нацпроектов. Почему – это уже другой вопрос. Кому-то не хватает средств, кому-то мешает узость кругозора. При этом на мнение людей им наплевать, поэтому надо периодически подвергать их встряске, что и было сделано.
С другой стороны, для любого губернатора – и технократа, и хозяйственника – важно, чтобы его решения исполнялись на местах. А чиновники часто злоупотребляют тем, что находятся далеко от областного центра, – «авось, к нам нескоро приедет, можно работать спустя рукава».
Но, обращаю внимание, система не работает, реализация нацпроектов идет в режиме ручного управления. Не приедет губернатор в условные Починки – ничего не изменится. Да и насколько эта встряска подействует на чиновника? Засуетится, побегает – и вернется в привычное полусонное существование.
Технократический способ управления предполагает наличие технократической системы. Недостаточно быть технократом только первому лицу. Надо, чтобы передаваемые сверху указания исполнялись на всех этапах. Если это исполнение не происходит в автоматическом режиме – требуется периодически вызывать чиновников «на ковер», ездить к ним и устраивать принародные порки.
И я вовсе не убежден, что Глебу Никитину удастся выстроить рабочую систему – тут не все зависит от губернатора. А пока главе региона ничего не остается, как вмешиваться в работу чиновников на местах. Нет над ними другого контроля.
Нет независимой судебной власти. Депутаты тоже не являются самостоятельной властью, на местах они часто подбираются с одобрения того же чиновника – как они его могут контролировать? Как для губернатора высшая власть – президент, а не Законодательное собрание, так и для глав районов высшая власть – губернатор.
Жесткие заявления главы региона находят поддержку населения, повышают его популярность. Мы помним, что губернатор Шанцев постоянно ездил по области и распекал чиновников. Каков будет КПД поездок Никитина? Я сильно сомневаюсь, что чиновники радикально изменятся. Кот из дома – мыши в пляс.
Все эти поездки и жесткие меры не заменят системы – губернатор не может постоянно контролировать каждый из более чем пятидесяти районов. Чиновники привыкнут, научатся бодро встречать и рапортовать – они всегда адаптируются.
Вот если бы они отвечали перед местными жителями, которые видят их каждый день и знают, как облупленных, тогда другое дело.
Но до этого нам еще очень далеко.
Сергей Кочеров