С 1943 года гитлеровская Германия стала все чаще терпеть поражения на фронтах. Морские бои не были исключением. Дабы склонить чашу весов в свою пользу, Третий Рейх пытался разрабатывать секретное сверхоружие. Один из таких проектов подразумевал создание гибрида танка и подводной лодки. Боевую машину назвали “Зеетойфель”, что означает “Морской черт”.
Успешный пример Первой мировой
Идея, которую Третий Рейх попытался воплотить в жизнь, не являлась абсолютно новой. Еще во время Первой мировой войны, в 1918-ом, подобный гибрид создали итальянские конструкторы. К небольшому катеру разработчики приделали гусеницы с целью сделать свое творение таким, которое сможет передвигаться по воде, грязи, песку.
“Грилло”, так итальянцы назвали новый гибрид, успело даже принять участие в боях на фронте. Однажды, оставив позади несколько заграждений, катер с гусеницами чуть не потопил австро-венгерский линкор “Вирибиус Унитис”. Корабль выстоял только потому, что мощности выпущенных “Грилло” ракет оказалось недостаточно. Тем не менее, данный случай продемонстрировал: новая боевая единица вполне способна наносить серьезный урон противнику. Как итог – признание в то время концепции успешной.
Конструктивные особенности и тактико-технические характеристики “Морского черта”
В 1944-ом немецкие военные конструкторы за основу взяли не катер, как это сделали итальянцы в 1918-ом, а небольшую подводную лодку. Предполагалось, что “Зеетойфель” сможет с небольших дистанций наносить удары по вражеским целям, а также в максимально сжатый промежуток времени доставлять небольшие отряды диверсантов к месту нахождения кораблей противника.
В качестве силового агрегата на “Морской черт” был установлен дизель-электрический мотор мощностью 80 л. с. Внешне “Зеетойфель” имел схожесть с большой сигарой (длина 14 метров), которая передвигалась за счет наличия практически незаметных гусениц. В качестве вооружения на борту присутствовали: пара торпед (можно было при необходимости заменять минами), пулемет или огнемет.
В светлое время суток “Зеетойфелю” предписывалось стояние у пирса, замаскированным под обычную цистерну. Ночью же “Морской черт” в любой момент мог выйти в море, дабы атаковать надводные цели противника.
Дальность плавания гибрида составляла 1000 миль. При этом большим преимуществом была высокая степень автономности: 2 человека могли продержаться внутри машины на протяжении 100 часов. Но были и недостатки. Один из минусов – небольшая скорость передвижения, как по воде, так и по суше – всего 10 морских миль по морю и 25 километров за час по земле.
Почему проект провалился
Начать серийное изготовление гибридов “Зеетойфель” руководством Германии было принято решение в 1-ой половине 1944 года. Главной целью являлась доставка таких боевых машин на северо-запад Франции, туда, где предположительно ожидали высадку британцев и американцев. Однако к моменту вторжения сил союзников на материковую часть Европы немцы не успели провести тестирование “Морского черта”. Когда старт испытаниям все же был дан, разработчики обнаружили, что гусеницы вязнут в песке, а мощности мотора попросту не хватает. Гибрид отправили на доработку, но она затянулась. В итоге, когда уже велись бои за Берлин, “Зеетойфель’ все еще был неспособен решать возлагавшиеся на него задачи.