/Фильм своего режиссёра/
«Меч Короля Артура» – первая из запланированных шести Гаем Ричи картина, объединяющая в себе две популярные легенды – о Короле Артуре и его мече Эскалибуре. Режиссёр работал над фильмом с 2015 года, продумывая каждую деталь. В итоге лента получилась именно такой, какой, думается, и была задумана: яркой, динамичной, дерзкой и запоминающейся.
История Гая Ричи (режиссёр «Судьи» (2014) с Робертом Дауни-мл. Дэвида Добкина, сосценарист «Шерлока Холмса» (2009, 2011) и «Агентов А.Н.К.Л.» (2015), а также автор «Наркоза» (2007) Джоби Харольда) повествует о молодом Артуре, который «рождён быть королём», но вырос в борделе и не знает о своём происхождении из-за предательства дяди. Однако однажды Артур всё же доказывает своё право сидеть на троне, вытащив меч из камня. Он же, в обход второй популярной легенды, по совместительству является тем самым волшебным Эскалибуром, дарованным когда-то Владычецей Озера не ему, а его отцу. И править с ним Артуру не переправить, но вся загвоздка в том, что дядя и теперь готов пойти на всё ради единоличной власти.
Киностудии, создателям и актерам проект изначально преподносился как смесь «Властелина колец» (2001, 2002, 2003) и фильма Гая Ричи «Большой куш» (2000). От первого режиссёр взял за основу старые легенды, а от второго – разноплановость, обилие действующих лиц и сумасшедшую динамику, когда нет времени думать, остаётся только наблюдать и удивляться. В итоге первоначальная версия сценария на 78 страниц со всеми пометками об образах и декорациях, тоне и темпе ленты, названная самим Ричи «однокомнатной версией фильма», превратилась, по мнению создателей, в большое эпическое полотно.
Эта эпичность, подразумевающая широкий охват каких-либо исторических событий и перипетии человеческих судеб в их развитии, достигается за счёт колоссальной работы над всеми составляющими ленты. Например, в съёмках были задействованы 40 макетов меча, а чтобы создать погребальный курган на территории национального парка Gwern Gof Isaf, создатели полгода вели переговоры. Не меньших усилий и внимания потребовал актерский состав – лицо и харизма всей картины.
Первоначально на роль короля Артура планировалось пригласить Кита Харингтона или Колина Фаррела, Ланселота мог сыграть Юэль Киннаман, а Мерлина – Гари Олдман. Но в итоге роли обрели другие лица, и получившаяся версия подкупает и популярностью выбранных актёров, и их игрой, и подходящими для них амплуа. Например, всегда харизматичный Джуд Лоу (тот самый злой дядя) теперь отталкивает эгоизмом от слова эго. Астрид Берже-Фрисби (привлекательная ведьма) показывает высокое качество игры, достойное невзятых на эту роль Фелисити Джонс, Элизабет Олсен и Алисии Викандер. А Чарли Ханнэм (сам Артур), пообещавший быть в невероятной форме к съёмкам этого фильма, сдержал слово. Для этого он на досуге перенимал с видео боевой стиль ирландского бойца смешанных боевых искусств Конора МакГрегора, который получил чемпионский титул «UFC» в полулегком весе.
В то же время их роли даже с фантастической подоплекой всё равно остаются исторической тягомотиной на два часа, если бы не решения Гая Ричи в стиле более ранних его «Шерлока Холмса» и «Агентов А.Н.К.Л.». Все долгие сцены подготовки к сражениям, обучение, погони проговариваются, пока на экране задорно и динамично сменяется визуальный ряд. Это значительно экономит время ленты и втягивает зрителя в игру кошек с мышками, или добра со злом. Историческая тяжесть – бессмысленные смерти, жестокость и несправедливость, в свою очередь, уравновешивается понятным для XXI века юмором и эффектной операторской работой. А вся история в общем и её определяющие секреты раскрываются с ходом сюжета, как хорошее вино – слой за слоем, нота за нотой, глоток за глотком.
При этом модная музыкальная подборка, разнообразные неточности ради красивого кадра, невиданный темп, осовремененные костюмы, дерзкая речь и интернациональный набор союзников остаются тем, к чему может придраться любой зритель и тем более кропотливый критик. Однако нужна ли Британии и миру ещё одна долгая историческая лента о славе Англии, её национальном духе, благородных законах рыцарства с заунывным инструментальным сопровождением, тяжёлыми судьбами, гиперболизированной грязью в декорациях и костюмах немоющейся Европы, на скучном старом языке?
Ожидать подобное в фильме Гая Ричи всё равно что открыть коробку с туфлями от Кристиана Лубутена и не увидеть знаменитой красной подошвы, сесть в BMW и чувствовать каждую кочку на дороге, а в книге Стивена Кинга прочитать нежнейшую историю любви без единой смерти и со счастливым концом. Потому что этот фильм с его неповторимым задорным стилем своего режиссёра Ричи так же, как меч Эскалибур своего короля Артура.