Запускаем цикл рубрик с #phenominals_review, посвященной рецензиям на новые (и относительно новые) произведения, которые, с нашей точки зрения, достойны Вашего внимания (кинофильмы, музыкальные альбомы, книги и т.д.). Стартуем с картины «Ford против Ferrari», чей триумфальный прокат по российским кинотеатрам пока вряд ли удастся затмить новым премьерам недели (впрочем, уже в следующий четверг нас ждут второе «Холодное сердце» и страстно ожидаемый мной фильм Райана Джонсона «Достать ножи»). Не стану рассказывать тут в очередной раз об отличном актерском даровании Дэймона и гениальном Бейла, о тяжких для здоровья весовых инсинуациях последнего и о реальной истории гонки «24 часа Ле-Мана» 1966 года, легшей в основу фильма. Расскажу о трех других, на мой взгляд, очень важных аспектах, благодаря которым эта картина являет собой столь увлекательное зрелище (о чем можно судить не только по сборам, но и по очень высоким рейтингам как зрителей, так и кинокритиков).
I. Режиссер Джеймс Мэнголд
Для многих это имя само по себе еще не стало откровением, но постепенно ситуация меняется, и «Ford против Ferrari» этому явно поспособствует. По-настоящему звёздным часом для талантливого американца Мэнголда стал прощальный фильм об известном супергерое Росомахе «Логан» 2017 года, жестко и угрюмо обновивший жанр кинокомикса и давший карт-бланш новым экранизациям супергеройских историй с возрастным ограничением 18+ (см. «Джокер»). Однако и до этого Мэнголд снял несколько очень успешных картин на разные темы, из которых особенно ярко выделяются маниакальный триллер «Идентификация» (2003), байопик «Переступить черту» (2005) и классического типа вестерн «Поезд на Юму» (2007). Мне кажется, вместе с «Логаном» и «Ford против Ferrari», эти картины формируют своеобразный творческий стиль Мэнголда, характерной чертой которого является помещенность действия в декорациях одноэтажной и пустынной Америки, эдакой «старушки Америки» с ее хайвеями и каньонами, полями под палящим солнцем, обшарпанными бытовками и ночными придорожными мотелями, маленькими фермами и уютными коттеджами. В таком антураже одинаково захватывающе смотрятся истории и о культовом христианском кантри-исполнителе Джонни Кэше, и о (бес)смертном мутанте-алкоголике-грубияне Росомахе (кстати, лейтмотивом «Логана» стала как раз песня Кэша Hurt, вынесенная в том числе в трейлер фильма и в финальные титры), и о бандитах и законниках позапрошлого столетия, и об игре в кошки-мышки между сумасшедшим убийцей и несколькими случайными обывателями. Несмотря на вылазки персонажей в Европу (тоже, кстати, в очень солнечные и открытые локации) большая часть картины «Ford против Ferrari» происходит именно в таких местах. Лаконичность этих глубинно-американских пейзажей Мэнголд в своих фильмах умело подчеркивает самыми разными средствами выразительности, от легкого и нежного саундтрека и крайне живых диалогов до единообразно скромно оформленных вступительных титров. При этом все перечисленные истории довольно трагичны и показывают людей в различных экстремальных состояниях, что здорово рифмуется с обыденностью пейзажа и простенькими бытовыми деталями окружения. Возможно, преемственность стиля между перечисленными картинами скорее кажущаяся, нежели намеренная, и, быть может, дальше Мэнголд будет снимать что-то совершенно иное, но хочется верить, что он продолжит исследовать глубинную «старушку Америку», в которой так уютно себя чувствует и он сам, и его зритель.
II. Спортивная драма
«Ford против Ferrari» относится к редкому подвиду довольно популярного жанра спортивной драмы – драме о гонках и гонщиках. Уникальность жанра в целом, как мне кажется, состоит прежде всего в двух вещах: в специфике спортивного опыта и в культивации чувства соревнования, спортивного азарта. Первый аспект связан с тем, что спортсмены – будь то теннисисты, хоккеисты или автогонщики – люди, обладающие опытом, мало с чем сравнимым в повседневной жизни. Это и особенные умения, требующие определенного таланта и в то же время достающиеся тяжким трудом, и намеренное попадание в экстремальные состояния, чреватые для организма, и особенный взгляд на жизнь как на борьбу с препятствиями ради достижения очень конкретной цели в виде наград с одной стороны и очень абстрактной цели в виде морального удовлетворения от адреналина и собственной «самости» с другой. К последнему, на мой взгляд, нередко примешивается чувство единения со стихией, которая приобретает отчетливые очертания на больших скоростях, практически всегда имеющих место в спортивных ивентах, интересующих кинематографистов. В случае с «Ford против Ferrari» это стихия большой дороги и скорость за гранью воображения. Рискну заметить, что шарм такого рода драмы будет особенно близок и понятен тем, кто сам водит машину. Автор этих строк сам сел за руль 3 года назад и, когда смотрел «Ford против Ferrari», вжимался в кресло не только потому, что гонки поставлены невероятно зрелищно (в том числе благодаря потрясающему звуку, который здесь становится не менее важным компонентом зрелищности, чем картинка), но и потому, что ему было легче отождествить себя с водителем, чем когда он смотрел фильм Рона Ховарда «Гонка» (такая же замечательная редкая гоночная драма), будучи еще школьником. И пускай автор водит не спорткар, не Ferrari и даже не Ford, а российские дороги отнюдь не американские и даже не Ле-Мановские, водителю все равно всегда проще понять водителя, чем пешеходу.
III. Индивидуализм vs капитализм
Вопреки ожиданиям многих зрителей, эта картина, обладающая потрясными сценами гонок, в куда большей степени концентрируется на американском капитализме и противостоянии ему индивидами, которые плохо в него вписываются. Плохо, потому что Ford, при всех достоинствах конвейерного производства автомобилей - это колоссальная чиновничья бюрократия, для которой характерна не только боязнь рисков, но и изрядная твердолобость, узость взглядов – проще говоря, серость. Этой серости в картине противопоставлен персонаж Кристиана Бейла по имени Кен Майлз – буйная, мятежная душа, вызывающая восторженную оторопь гоночных фанатов и скрежет зубовный фордовских бюрократов. К сожалению, в реальном физическом мире такие индивиды чаще всего оказываются обречены на поражение перед системой – не важно какой, капиталистической или социалистической, главное что бюрократической, то бишь громоздкой, трусливой и ни разу не романтической, и в картине Мэнголда эти реалии отражены. Но история и мир искусства – явления не физические, и яркие индивиды для них ценнее самых успешных автомобильных концернов, а потому для фанатов гонок и для нас, зрителей, очаровательный "бриташка" Кен Майлз в блистательном исполнении Бейла все-таки победил – и в гонке, и в жизни.
Таковы мои мысли по поводу картины «Ford против Ferrari». Пожелаю ей успехов в прокате и в наградном сезоне, а сам отправлюсь готовить для вас другую рецензию, на сей раз – на фильм куда менее массовый и популярный (держу пари, большинство читающих эти строки ничего о нем не слышали), но ничуть не менее качественный, вышедший несколько месяцев назад и совершенно зря проигнорированный и зрительскими массами, и пиарщиками.
Какой? Узнаете в выходные.