Сразу оговорюсь, здесь, на Дону, деревни называют хуторами. Хотя в моем, урожденно-белорусском понимании - хутор - это один-два домика, находящиеся на отдалении от другого населенного пункта.
Это интересная история, кстати, почему хутора. Поскольку казаки были вольными, ни в чьей крепостной собственности не находились, то полагалось каждому казаку иметь земельный надел и пастбище, дабы обеспечивать самостоятельно свое пропитание и содержание. И станичным жителям, естественно, наделов рядом со станицей не хватало. И выдавали казакам земельные наделы во степи, иногда так километрах в 200 от станицы. В общем, это похоже на нынешние подмосковные дачи, когда дачка где-нибудь за Можайском или под Тверью. Понятное дело, огород и пастбище дело такое - весной как уехал всем семейством, так и вот - по сегодняшней погоде - в конце ноября вернулся в теплый дом в станице. Понятия дача еще не было, и назвали эти временные летние поселки хуторами. Сначала люди копали просто землянки, потом слепили из глины и соломы такие летние временные избушки-мазанки. Мазанки по мере роста семьи и хозяйства становились все просторнее, надежнее и теплее, обросли подворьем. И так хутора стали уже самостоятельными поселениями, нужды в станицу таскать все семейство и скарб не было, казаки оседали семьями на землях при своих паях. А в станицу ездили на сходы, да по административной нужде.
Честно говоря, ощущение того, что все это строилось как временное, остается и по сей день. Все строения и выглядят недолговечными, ненадежными и неопрятными, ну и таковыми являются. По сравнению с мазанками, которые мне знакомы по донецкой и мариупольской областям еще советских времен - здесь, конечно рукожопое строительство процветало. Уж не знаю, как они там шашками махали, а вот ни любовью к земле, ни любовью к быту местные казаки не отличались, это точно.
Зимой хутор наш выглядит на редкость убого (летом хоть за зеленью да бурьяном все прячется). Старые мазанки обшили шифером, поскольку глина облезла и отвалилась кусками, а шифер выглядит еще чудовищней, чем облезлая мазанка. Окна и ставни не крашены, дома покосившиеся, веранды проваленные. Там, где хозяева посостоятельней и не столь пофигистичны, дома обшили сайдингом, вставили малюсенькие такие пластиковые окна, заборы поставили из металлопрофиля. Тоже убого, но хотя бы аккуратно. А на общем фоне так выглядит вообще, как замки на Рублевке.
Я тут по старой памяти почитываю-посматриваю работы интерьерных дизайнеров и, конечно, офигеваю от колоссального разрыва в доходах между московскими заработками и полным безденежьем провинции, особенно вот таких вот хуторов-деревень, где работы вообще нет и не предвидится, и люди готовы работать хотя бы за 5 тысяч рублей в месяц. Расценки на подработки вообще смехотворны - от 50 до 120 рублей в час.
Так что какой там дизайн, тут у людей проблема замазку за 50 рублей банку купить и возле стекол, вываливающихся из-за ветров и перепадов температур, замазать щели.
Наш хутор - вымирающий. В советские времена насчитывалось около 300 дворов. Была школа, клуб, библиотека, фельдшерский пункт, довольно большой магазин. Сегодня - хорошо, если на зиму останется жилых дворов 30. Половина из них - доживающие бабушки, совсем древние. Двум бабулькам тут на хуторе за 90, остальным - за 80. Четверть- маргиналы-алкоголики, одинокие мужики, не сильно отличающиеся от московских бомжей. Разве что крыша да стены есть, но мозг уже давно расплавился. Умные одинокие тетки, использующие здесь наследные дома как дачи или летние резиденции, этих маргиналов-алкоголиков привлекают для мелких работ по хозяйству. Принести, вынести, переставить, вбить гвоздь, отпилить сук у дерева и тп. Расплата - бутылка, ну и покормят иногда.
Значительная часть остающегося на зиму населения - армяне, чеченцы, семья азербайджанца и какой-то то ли таджик, то ли узбек. В общем, есть две диаспоры, которые как правило - все в родственных связях и друг с другом не водятся. Армяне и чеченцы. Чеченцы приехали сюда еще в начале 80-х, разводили овец, поднимали неплохие деньги. Армяне - недавнее приобретение местных земель, занимаются бахчевыми. Собственно, по мнению местных, именно армяне и развалили бахчевой бизнес, переломам все понятия про торги, перекупки и т.п. Есть несколько полноценных и неполных семей с детьми. Детей на весь хутор 8. В полноценной семье мой сын, соседские три дитенка-чеченца, удочеренная девочка, и двух деток воспитывает бабушка (мамаша гуляка-алкоголичка большую часть времени шлындает в Москве), и одного мальчика воспитывает мама-разведенка, вернувшаяся под матушкино крыло. Школа в соседнем хуторе, где и все местные административные заведения. Да и домов там 1,5 тысячи наберется. Жизнь там кипит, но завидуют почему-то нашим хуторянам, у нас раздольней.
Один частный магазинчик-микровагончик, да и тот собираются закрывать. Невыгодно на 30 покупателей держать. Продукты часто просроченные. Хлеб привозят два раза в день из соседнего хутора с пекарни. Хлеб, кстати, не чета московскому - роскошный белый и серый хлеб. Что-то можно заказать - сигареты, марку чая.... Но не факт, что не забудут привезти. Маленький бонус - продукты и товары местным можно брать в долг. Примерно месяц долги терпят, потом продавщица начинет ругаться. Но есть случаи, когда долги не гасились по 9-10 месяцев.
Летом съезжаются дачники и бахчевники. Примерно 100 домов оказываются заселенными. Не скажу, что жизнь кипит, но движуха есть. Особенно достает обилие узбеков, привозимых сюда на прополку. Это, конечно, совсем дикие люди. Мусор бросается через забор, а в домиках, которые они снимают нужно проводить полную санитарную обработку несколько лет после. Проще сжечь, чем убрать.
К сожалению, все лесопосадки вдоль бахчевых полей завалены мусором. Вообще, мусора очень много - везде, где может ступить нога узбека или бахчевника.
Да и что говорить, у местных, например, принято выкидывать мусор в дальний конец огорода кучей. Я имею в виду отнюдь не компост, а самый что ни на есть мусор - пластик, лампочки, битое стекло, упаковки, батарейки, строительные отходы и т.п. весьма неприятные вещи. А когда бабушки стареют совсем и у них нет сил добираться до конца огорода, то кучи мусора образуются прямо рядом со входом в дом... Вот такая вот жизнь на помойке. Понятное дело, свою лепту вносят собаки, которые растаскивают пищевые упаковки и пакеты.
В общем, картинка -отнюдь не прованс при ближайшем рассмотрении.
Завтра пройдусь пофотографирую, дополню сей эпос фотками. И буду писать что-нибудь о персонажах.