В середине 17 века французский министр Кольбер провел ряд выдающихся реформ, которые по прошествии нескольких десятилетий дали стране столь выдающийся результат, что Франция до сих пор пожинает плоды его новаций.
В 16 веке художественная жизнь Франции подпитывалась идеями итальянского Ренессанса, подражая чужим достижениям, копируя формы и содержание иностранных художников, скульпторов и архитекторов. Глубокий кризис французской школы живописи, да и национального искусства в целом, длился не одно десятилетие. Лучшие мастера Парижа – Пуссен, Клод Лоррен, Валентен де Булонь – покинули страну, уехав в Италию, где атмосфера благоволила творчеству.
Дело дошло до того, что когда регентша французской короны Мария Медичи задумала заказать серию картин о своей жизни, во Франции просто не нашлось художников, которые способны были бы воплотить ее идеи в монументальной живописи и пришлось обращаться за помощью к фламандскому художнику Рубенсу.
Когда в 1661 году Людовик XIV задумал построить Версаль, самый помпезный дворец в истории, его планам суждено было остаться лишь на бумаге если бы не усилия первого министра Кольбера.
Этот царедворец понимал, что художественная жизнь Франции в упадке и начал реформы, которые затронули сферу эстетических вкусов и наук. Уже существовавшая в стране Академия живописи и скульптуры, организованная в 1648 году, пребывала в удручающем состоянии. Поэтому ей придавался новый, более солидный статус, ставились амбициозные задачи по обучению художников.
В 1663 году создается Малая академия, или Академия надписей, которой вменялось в обязанности решение иконографических проблем, т.е. составление надписей, девизов, оформление монет и медалей. В 1666 году учреждается Академия наук, а в 1671 году Академия архитектуры и в 1672 году Академия музыки, поэзии и танца. Все академии были школами и творческими лабораториями. Пространство академий не замыкалось собственными помещениями: академики читали лекции, а рождаемые дискуссии и споры позволяли расшить кругозор не только у «студентов», но и широкой публики: академии начали издавать много научной и научно-популярной литературы.
Вторым направлением в реформировании художественной жизни Франции Кольбер предпринял в сфере производства художественных изделий. Он не скупился на расходы и переманивал лучших мастеров Европы на французские мануфактуры, чтобы наладить выпуск высококачественной продукции. Так венецианские мастера учили технике плавки зеркал. Зеркальная галерея в Версале дело рук французских мастеровых, освоивших секретные технологии коллег из Италии. Кольбер объединяет разрозненные ремесленные мастерские ковроделов в королевскую мануфактуру, расположившуюся в особняке Гобеленов. Теперь ковроделы смогли выпускать не только ковры, но и утонченные «гобелены» - тканные картины. Под крышей Гобеленов теперь работали и золото швеи, серебряных дел мастера, литейщики, граверы и мебельщики. По сути, он создал корпорацию полного цикла, способной воплотить самые смелые фантазии художников.
Некоторые истории полагают, что все эти реформы Кольбера были направлены лишь на решение одной конкретной задачи – чиновник помогал воплотить в жизнь проект Версаля для короля Франции. Но такой подход слишком узок. Если посмотреть на проблему шире, то очевидно, что все инициативы министра – это часть общей политики, направленной на обеспечение независимости Франции от других государств.
К концу 17 века Франция полностью обеспечивала себя произведениями «художественной индустрии» ничего не завозя извне. Мощный импульс, данный реформами Кольбера в сфере искусств, породил новый стиль, который Франция начала активно экспортировать в другие страны.
Кольбер не изобрел «вечный двигатель», не открыл «философского камня», хотя, если абстрагироваться, примерно это самое он и сделал. Он всего лишь создал условия для развития национального искусства. Он сделал страну законодательницей моды в мире. И речь не только в одежде, нет, его реформы позволили Франции стать страной, которая определяла нормы и правила в архитектуре, живописи, этикете для всех государств Европы на протяжении пары столетий. Каждый художник, архитектор, скульптор, модельер, не говоря уже о пристрастиях дворянской элиты, сверяли свои «часы» с временем, которое диктовала и продолжает диктовать Франция.
Подписывайтесь на наш канал!
Читайте у нас:
Колдовские страсти камергера Салтыкова при дворе императрицы Елизаветы Петровны
Фаэтоны 19 века: запредельные 30 км/ч на трассе Париж-Бордо-Париж
Зачем в 18 веке камни инкрустировали?
Королева Жанна Французская: рахит, позорный развод и святость
Спасибо за ваши лайки, комментарии и репосты!