Палитра цветов, битвы за продажи и безграничное самолюбие - в чём связь?
"Чем сильнее эмоция, тем лучше память"
Постоянно мы сталкиваемся со всем многообразием цветовой палитры, испытывая при этом широкий диапазон эмоций: от животрепещущей радости до заунывных страданий, и от неописуемого восторга до душераздирающего раздражения. И пока мы наслаждаемся сиюминутными порывами, разбирая собственные мыльные драмы, кто-то умело манипулирует нашим сознанием. При помощи этого же самого цвета.
Посудите сами: ни один из цветов не может быть формализован как такой, который вызывает у нас те или иные ощущения или эмоции. Только лишь в зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определённые чувства. Как сам цвет, так и его словесное обозначение могут вызывать определённую психологическую готовность реагировать на этот цвет.
И здесь важно не то, каков цвет, а то, с каким фрагментом реальности он сочетается.
Особенно красноречиво подобные махинации с цветом иллюстрирует реклама: ярко – красный цвет помидора укажет на его спелость, красная карамель усилит ощущение сладкого вкуса, но окровавленный бинт напомнит о боли. Во всех случаях присутствует один и тот же красный цвет, однако психологическая реакция на него будет зависеть лишь от того, под каким соусом этот цвет подаётся. Фавр, автор книги «Цвет упаковки товаров», пишет, что чёрный цвет почти везде в Европе и США - это одновременно и цвет траура, и цвет роскоши.
Очевидно, что цвет – дело серьёзное и многофункциональное, чтобы не обратить на него несколько часов своего драгоценного времени и ленивого внимания. Мы не будем вдаваться в глубины человеческого подсознания, и рассматривать сложные технические реализации, а для начала рассмотрим: с чего же всё начиналось?
Краткий guide по дебрям цветовых изысканий и тонкостях глазного дна
С чего же всё-таки начинается эпопея с цветом, и почему мы так ревностно снова принимаемся его обсуждать? – Естественно, речь пойдёт о нас любимых: о людях, точнее, об одной нашей составляющей – глазе. Доподлинно известно, что сетчатка человеческого глаза содержит три разных типа фоторецепторных клеток, называемых колбочками. Каждый из трёх типов колбочек содержит белок из семейства белка опсинов, который поглощает свет в различных частях спектра:
Колбочки соответствуют красной, зелёной и синей частям спектра и часто называются длинными (L), средними (M) и короткими (S) согласно длинам волн, к которым они наиболее чувствительны. В 1931 г. были стандартизованы три основных цвета – красный R (λ = 700 нм), зеленый G (λ = 546,1 нм) и синий В (λ = 435,8 нм). Эти основные цвета и приняты в телевидении.
Однако, это сейчас всё очевидно, толково и понятно, а начиналось всё, собственно, с Ньютона. Одной из его первых научных работ о взаимодействии света и сетчатки был трактат «Hypothesis Concerning Light and Colors», написанный между 1670-1675 гг.
У Ньютона была теория, что свет с различными длинами волн приводил к резонансу сетчатки с теми же частотами; эти колебания затем передавались через оптический нерв в «сенсориум».
Лучи света, падая на дно глаза, возбуждают колебания в сетчатке, которые распространяются по волокнам оптических нервов в мозг, создавая чувство зрения. Разные типы лучей создают колебания разной силы, которые согласно своей силе возбуждают ощущения разных цветов…
Так, заложив зерно познания в непаханые умы человечества, Ньютон в дальнейшем преспокойно отбыл на покой, заставив размышлять Юнга, Гельмгольца, да много их ещё было…И докатились все эти размышления до 30 – х годов прошлого столетия. К тому времени научное сообщество имело достаточно хорошее представление о внутренней работе глаза. Была поставлена задача по созданию исчерпывающей количественной оценки восприятия цвета человеком. Количественная оценка была основана на экспериментальных данных, собранных Уильямом Дэвидом Райтом и Джоном Гилдом при параметрах, схожих с выбранными впервые Германом Гельмгольцем. Базовыми настройками были выбраны 435,8 нм для синего цвета, 546,1 нм для зелёного и 700 нм для красного. Подобные эксперименты дали начало науке, имеющей название колорометрия. Колорометрией установлено, что монохроматическое излучение с определенной длиной волны всегда создает вполне определенное ощущение цвета. Однако обратное утверждение неверно. Ощущения одинакового цвета могут быть вызваны разными спектральными излучениями. Такие одинаковые цвета называются метамерными.
Существует два способа образования цветов:
1. Субтрактивный (вычитательный) – применяется в кино, фотографии, производстве красок. Например, если пропустить солнечный свет последовательно через желтый и голубой светофильтры, то оставшийся световой поток будет зеленым. То же самое будет, если смешать эти краски.
2. Аддитивный (слагательный), используемый в телевидении, способ образования цветов, т.е. их пространственное смешение, основанное на слитном восприятии разноцветных точек (штрихов), угловые размеры которых меньше угла разрешения глаза.
Математически любой цвет D выражается через основные цвета R, G, B линейным уравнением D = Rr + gG + Bb, где r, g, b – цветовые коэффициенты, причем r + g + b = 1. Таким образом, цвет – трехмерная величина, представляемая вектором в трехмерном (цветовом) пространстве.
Термин «цветовое пространство» возник потому, что основные цвета (красный, зелёный и синий) можно считать базисом векторного пространства. В этом пространстве различные цвета, воспринимаемые человеком, представлены лучами, исходящими из источника. Современное определение векторного пространства введено в 1888 году Джузеппе Пеано, но более чем за 30 лет до этого Джеймс Клерк Максвелл уже использовал только зародившиеся теории того, что позже стало линейной алгеброй, для формального описания трихроматической цветовой системы.
Решили, что для упрощения вычислений будет более удобно работать с цветовым пространством, в которой коэффициенты основных цветов всегда положительны.
Если мы расположим на графике координаты цветности всех цветов с заданной яркостью, у нас получится следующая диаграмма:
На графике подковообразная кривая (локус) является геометрическим местом точек всех видимых спектральных цветов: от фиолетового до красного. Прямой от фиолетового до красного цветов (пурпурная линия) соответствуют пурпурные цвета, смешанные с красным и фиолетовым в различных соотношениях. Все видимые цвета лежат в области, ограниченной локусом и пурпурной линией, и могут быть определены координатами (x, y), а z = 1 – x – y. В центре тяжести –точка белого цвета. По цветовому графику может быть найден цветовой тон и насыщенность любого источника.
Таким образом, технически получение сигнала яркости (матрицирование) наиболее просто можно осуществить на резистивных матрицах (рис. 3.8). Если UR = UB = ВG, то за счет делителей образуется ER = URR4/(R1 + R4); EG = UGR4/(R2 + R4), EB = UBR4/(R3 + R4). Подобрав соответствующие резисторы, получим на выходе матрицы (т.е. на R4) сигнал яркости. При этом должно обеспечиваться следующее условие: R4/(R1 + R4) = 0,3R4/(R2 + R4) = 0,59R4/(R3 + R4) = 0,11.
Во всех совместимых цветных ТВ-системах передают не цветные сигналы ER, EG, EB, а так называемые цветоразностные сигналы ER – EY и EB – EY. Это устраняет мелкоструктурную сетку, появляющуюся из-за биения поднесущих на белых и светлых листах изображений, поскольку при ER = EB = EG = EY (т.е. на белых и серых участках) имеем (EB – EY) = (ER – EY) = 0. Иными словами, при малых насыщенностях цветоразностные сигналы малы по амплитуде и не создают заметных помех.
Таким образом, при взятии уровней в определённом соотношении и можно получить цветную картинку. Пример с пропорцией Y=0,3R+0,59G+0,11B был выполнен в программе математического моделирования Matlab. Такая красивая радуга получилась в итоге:)
Надеюсь, Вам понравились "игры" со светом, дальше будем пробовать ещё что - то новое:)