«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно, когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой» (М. Лермонтов).
Вынося на повестку дня проблему национальной идентичности, невольно приходишь к неутешительному выводу, что мы все окутаны очаровательной простотой стереотипного образа мышления. Однако, на эту нетернистую дорожку мы предпочитаем ступать, лишь описывая иноземных товарищей. Очевидным подтверждением тому служит то, с какой лёгкостью мы можем описать, скажем, каких-нибудь европейцев, едва взглянув на них в лучшем случае, а зачастую - ни разу и не встречавшись с ними вовсе. Так, всем нам известно, что немцы – чересчур педантичные, англичане – чопорные, финны – замкнутые, а эстонцы в нашем представлении – ребята, мягко говоря, тормознутые. А что же русские? Так ведь и о нас, яхонтовых, стереотипов ходит немало. Однако, самым любимым, самым лестным и глубоко нашим народом лелеянным является поверье о загадочной русской душе. Той самой, непостижимой, многогранной и таинственной, столетиями описываемой отечественными классиками и являющейся объектом познания и восхищения мировых писателей, поэтов и философов. Но так ли загадочна душа русского человека, как принято считать о ней, или же это всего лишь вредная идея русской самобытности, которую современное общество совершенно напрасно по сей день к себе применяет?
Доводилось ли вам когда-нибудь открывать Декларацию независимости США? Занятный документ, учитывая, что он, в отличие от ельцинской Конституции содержит следующую формулировку относительно права на жизнь: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью». То бишь, янки живут, греются на солнце, стремятся к счастью и борются за это право. А к чему стремится наш человек? За что он ведёт свою борьбу? Ответы на эти вопросы вы прочтёте на физиономиях продавцов в «Пятёрочке» и попутчиков в утреннем метро; услышите в очередях в сберкассу или к терапевту; прочтёте в статусе «Вконтакте» сынишки вашего соседа снизу. Придётся признать тот удручающий факт, что в России даже в мирное, а учитывая количество праздников в нашей стране, вечно предпраздничное время русские отчаянно пытаются выжить и никого не убить (ибо услуги юриста в нашей стране баснословные, а Машенька попросила баклажановые ньюбэлансы на Новый год). Словно счастье для нас скорее роскошь и привилегия, нежели самоцель. Слышали что-нибудь про генетическую память? Феномен весьма дискуссионный, но если «плясать» от теории, что в нас заложены страхи, желания и стремления предыдущих поколений, быть может, данный вопрос немного прояснится.
Для того, чтобы понять, откуда растут ноги у идеи таинственности души русского человека, логично обратиться к истории нашего народа. Нельзя отрицать факт, что судьба его была скорее несчастной и многострадальной, нежели беспечной, да и развитие его веками происходило за счёт внешнего противоречия, в некоторых вопросах возведённого в культ. Да и опыт поколений показывает, что источником развития любого государства во многом служит именно общественное сознание. А каким это сознание сформируется за долгие годы тягот и лишений – уже вопрос риторический.
Для подтверждения этой самой «многострадальности» нашего народа, можем и не заглядывать на много веков назад. Чего только стоит двадцатый век: мы пережили две тяжелейшие мировые войны, войну гражданскую, кровопролитную и разрушительную революцию…
Ни один учебник истории не поможет познать глубину души человеческой, прочувствовать её изнутри и до конца осознать трагизм событий тех лет. На помощь приходят шедевры отечественной литературы, в которых не сталкиваешься лоб-в-лоб с абстрактно-поверхностными планами идей, чисел и дат, а можешь прочувствовать живое дыхание нашей истории. Ярким тому примером является роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», в котором Шолохов, как современник целого ряда событий отечественной истории века двадцатого, на примере героев своего романа и, безусловно, его центрального персонажа, Григория Мелехова, сумел блестяще показать жизнь русского человека, его искалеченную душу и трагедию его столкновения с роковыми силами судьбы.
Но ведь ещё до фатальных событий ХХ века в литературе можно увидеть всё ту же многострадальность русского человека. Ещё веком ранее признанный «гений человеческой души», а в конкретном случае, души русской, Ф.М. Достоевский, в своих бессмертных романах пытался докопаться до глубины человеческого «я». Чего только стоит его горемычная Сонечка Мармеладова со своей любовью к ближнему. Рискну предположить, что тем же американцам с их Декларацией, да представителям многих других национальностей, то понимание счастья и праведной жизни, показанных в романах Достоевского во многом примерно так же ясны, как зайцу - стоп-сигнал. А у нас в стране тем временем девятиклассники в сочинениях пишут о святости девушки древнейшей профессии. Ну чем не загадочно?
И если вы всё-таки ознакомлены с творчеством наших классиков, то знаете, что всё-таки есть та непостижимая противоречивость в наших людях: смирение и вспыльчивость, страсть и беспробудное равнодушие, порывистость и угрюмость – всё это мы видим в героях минувших лет и в то же время ощущаем на себе. Наши ценности размываются внедряемыми западными идеями, но в то же время, нам так или иначе удаётся сохранить свою самобытность и некое ощущение национальной обособленности, будь то вера в «три раза через левое плечо» или целебность освящённого кулича. Мы не улыбнёмся прохожему, но по какой-то непонятной причине поможем последним рублём «обворованному» выходцу со средней Азии. Мы будем питаться пельменями, но купим этот чёртов последний айфон в рассрочку. И в этой придурковатости, друзья, и есть загадочность русской души. Потому что на этот самый американский смартфон мы загрузим томик Льва Николаевича. Пусть будет.