«В одно ухо влетело, в другое вылетело», − такую фразу произносят педагоги об учениках почти ежедневно. Объяснять материал классу, в котором 30 человек, так, чтобы все его хорошо поняли и усвоили, − задача непростая. У каждого ученика свой тип мышления и восприятия информации: одни дети схватывают на лету, другим нужно все разложить по полочкам. Андрей Комиссаров, эксперт в области игровых технологий, автор более 100 образовательных и диагностических игр, преподаватель курсов «Игропрактика в образовании» НИТУ «МИСиС» в интервью ActivityEdu рассказал, что такое игропрактика и как ее применение может помочь учителям повысить эффективность обучения.
Андрей Комиссаров выделяет три основных фактора, которые мешают школьникам учиться с удовольствием.
Цель изучения материала непонятна
Ученики часто заучивают информацию, не понимая, зачем она им, где они будут ее применять. Поэтому у них нет стимула слушать учителя на уроке и выполнять его задания.
Учителя говорят: «Мы передаем знания». Что такое знания? Это присвоенная человеком информация, по желанию вызываемая им из памяти. Понимание совершенно другая штука, − отмечает Андрей Комиссаров. − Это применение знаний в конкретной области, смежение с другими областями, то есть это комплексная связность имеющегося знания. Это и важно в учебе, а не само знание.
Материал подается скучно
Удерживать внимание учеников на теме урока – задача не из простых. Если материал подается монотонно и сухо, решить ее практически невозможно.
Материал не вызывает никаких эмоций
Если материал, который объясняет учитель, не вызывает интереса и не пробуждает любопытство, то сколько бы знаний он ни пытался передать школьникам, они их просто не воспримут. При низкой эмоциональной вовлеченности в тему урока ни о какой мотивации к обучению речи быть не может.
Плюсы игропрактики
Игропрактика − это разработка игровых методов и их применение в учебном процессе.
Включение игр в учебный процесс эффективно уже потому, что, во-первых, все дети любят играть, это их естественный способ познания мира, а во-вторых, материал хорошо усваивается только тогда, когда у ученика есть мотив в нем разобраться. Задачи, которые нужно выполнить по условиям игры, и становятся этим мотивом.
В процессе игры ребенку приходится самому находить ответы на вопросы и творчески подходить к их решению. Большинство задач, которые дети с неохотой выполняют вне игровых ситуаций, в игре уже не кажутся сложными и скучными. Например, не у всех детей хватает терпения составлять таблицы и вести отчеты, но когда они являются частью игры, то их создание и ведение уже не кажется скучным и сложным.
Мы делаем экономическую игру, где есть элемент взаимодействия с госслужбами и чиновниками, − рассказывает Андрей Комиссаров. − И там нудный отчет или таблица становится элементом игровой деятельности, дети с удовольствием их составляют. Я не учу ребят, как пользоваться гугл-документами, но в процессе игры они знакомятся с этим инструментом и начинают пользоваться.
Кроме всего прочего, большинство игр, используемых на школьных уроках, развивают метапредметные навыки, которые понадобятся школьнику в будущей жизни. И неважно, какую профессию он выберет: умение работать с информацией, достигать целей, работая в команде, находить нестандартные пути решения практических задач – навыки, полученные в играх, пригодятся абсолютно всем.
Для каждого класса своя игра
Учителя уже давно используют игры в своей работе, но, чтобы они действительно приносили результат, помогали ученикам усваивать новые знания, игровые задания нужно разрабатывать под конкретный класс и конкретных учеников. Этим занимается игропрактик или сам педагог, изучивший принципы и алгоритмы построения обучающих игр.
Если мы не понимаем, кого мы учим, то мы учим вслепую. Представьте, если бы врачи лечили бы всех одинаково. Кого и от чего – неважно. 45 минут прошло – увозите. Следующий. Лечим. Страшная картина? Да. Так выглядит во многом обучение в рамках классно-урочной системы, − говорит Андрей Комиссаров.
Иногда к нам в школу (школа «Юна», г. Дубна Московской области) приходят родители и говорят: «Сделайте что-нибудь, у нашего ребенка двойки по всем предметам, а через два года ЕГЭ», − продолжает он. − Только анализ интересов ученика и выявление конкретных мотиваций помогает учителю узнать, кого ему предстоит «лечить». И если этот анализ проведен правильно, подтянуть можно даже самых безнадежных двоечников.
Выявлять знания и навыки, которыми ребенок уже владеет, а также его способности можно и в процессе игр. Если учитель видит, например, что в классе царит дух соперничества, то, возможно, ученикам стоит как можно чаще предлагать игровые ситуации, где они могли бы почувствовать себя значимыми и самостоятельными.
Можно даже создать мини-государство, в котором для получения почетного звания или престижной должности нужно выполнять определенные учебные задания по предметам. Мотивация накопления баллов будет работать особенно хорошо, если за решение сложных задач ребенок будет получать особенные призы. Они не обязательно должны быть дорогими − даже скачанная из Интернета и распечатанная картинка будет ценна для ученика, если она достанется ему одному.
Игры живого действия
Заметных результатов, по мнению Андрея Комиссарова, педагоги добиваются, применяя игры живого действия. Этот тип игр предполагает импровизацию в соответствии с концепцией и правилами избранной исторической эпохи, литературного или фантастического сюжета, жизненной ситуации.
Я проводил со старшеклассниками конкурс турагентств, − вспоминает Андрей Комиссаров. Каждый класс представлял туристическую компанию, задача была рассказать клиентам о туристических направлениях, раскрывая все преимущества места, куда планируется турпоездка. Согласитесь, значительно интереснее изучить особенности страны или региона, для того чтобы рассказать о них клиентам-туристам и выиграть в конкурсе, чем прочитать параграф учебника и пересказать его текст учителю географии.
В школе, где преподает Андрей Комиссаров, в расписании есть урок «Создание миров», на котором ученики учатся управлять собственными городами. Посты о жизни города публикуются в группах в социальной сети «ВКонтакте». Ученики, становясь жителями вымышленного города, выбирают себе профессию и увлечения. Одни становятся членами шпионской организации, другие организуют гильдию инженеров и вместе разрабатывают кривошипные механизмы, кто-то издает газету города, а творческие горожане вступают в союзы художников, актеров и писателей.
Польза таких игр очевидна и зависит от того, насколько грамотно учитель сможет встроить в них материалы урока.
Для структурирования и закрепления знаний Андрей Комиссаров разрабатывает различные образовательные настольные игры. Например, «Терраформер» облегчает изучение экологии, биологии и географии. Ученики должны создать биосферу на безжизненной планете: населить ее реальными животными и растениями. Так сразу становится понятно, как связаны климат, животные, растения, как выстраиваются пищевые цепочки, что едят животные, то есть создается целостная картина.
Игропрактика − всего лишь один из методов обучения
Образовательная среда должна быть максимально разноплановой. В нашей школе и учителя совершенно разные: одни открытые, демократичные, веселые; другие строго требуют дневник, – и дети каждый со своим темпом обучения, уровнем способностей, предпочтениями и интересами. Игропрактика может помочь педагогу сделать уроки интересными для всех детей, ведь именно в игре у учеников появляется возможность действовать не по шаблону, проявляя свою индивидуальность, − отмечает Андрей Комиссаров.
Однако, хотя игропрактика может существенно облегчить жизнь школьника и повысить эффективность учебы, нельзя все обучение полностью превращать в игру. Дети должны понимать, что невозможно достичь хороших результатов без усидчивости и усердной работы.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.