Проводя аналогию с современной жизнью, общины были как бы "юридическими лицами", "фирмами", посредством которых осуществлялась любая деятельность человека в обществе. Отдельная личность была ценна ТОЛЬКО постольку, поскольку являлась составной частью той или иной общины. Отдельный человек был, по сути, недееспособен и неправоспособен - он ничего значительного не мог сделать самостоятельно, без помощи общины, без опоры на свою общину и на общество в целом, потому что для личной правоспособности и дееспособности отдельного человека, как и для высокой ликвидности денег еще не было создано инфраструктуры - она находилась в процессе становления.
Так, не было паспартов и других удостоверений личности. Удостоверить личность человека могли только те, кто его лично знает - его ближайшие родственники и члены его общины. Если человек был известен за пределами этой групы людей, то это поднимало его статус в обществе, делало его более дееспособным и правоспособным. Так, князя, например, знал в лицо почти каждый подданный в его столице. Узнавая князя, зная о его "силе" - его взможностях помочь или навредить другим людям, любой узнавший его вел себя с ним соответственно. Опираясь на свою известность и добрую (или дурную - уж что зарабтал в ходе жизни) славу, князь и правил. Он был богат настолько, насколько был уважаем и узнаваем, и настолько, насколько было богато его княжество.
Ровно так же любой крестьянин в общине имел свой социальный статус - мнение общества о нем. И это мнение служило ему добрую или злую службу. Так, например, в случае строительства нового дома, дом строился всей дервней. Крестьянин приглашал на помощь своих соседей. Они "всем миром" сбирали дом за несколько дней. А хозяин их за это должен был все это время кормить, причем очень хорошо. К щедрому хозяину "на помощь", безусловно, пришла бы вся деревня. К скупому - только те, кто не смог найти уважительной причины для отказа.
При совершении какого-нибудь преступления мнение общины тут же зачислит в подозреваемые имено тех, о ком уже идет "дурная слава". Расследование будет идти уже с предубеждением против таких личностей. А с учетом того, что никаких специальных следователей, прокуроров и адвокатов в то время не было, наибольший шанс быть наказанным за произошедшее преступление именно у того, кто уже приобрел в общине дурную славу.
По сути, жизнь в средневековом обществе похожа на жизнь в деревне, где все всем соседи и все всех знают. Это было реально даже в условиях большого города, т.к. население такого "большого города" как, например Новгород, в 14-15 веках составляло около 20 тысяч человек. И это был, по своей многолюдности, просто таки "Вавилон" Древней Руси. По понятиям нашего времени это микрорайон города или небольшой провинциальноый городок. Половина жителей лично знакомы. Остальных не знаещь как звать, но знаешь в лицо. Прошел 100 метров по улице - встретил дюжину знакомых. Прошел по улице пьяный - завтра весь город узнает. Пронес что-то по улице в мешке - все сплетники назавтра обсуждают, что же у тебя было в мешке. А ведь большинство городов Древней Руси были значительно меньшего размера. В несклько тысяч, а мелкие и в несколько сотен житилей.
В древнерусском обществе не было полиции. Расправа над разбойниками и татями (ворами) была делом пострадавших от их разбоя и татьбы, и делом их родни, их соседей - членов одной общины. Осуществлением правопорядка занимались всем мiром - общиной. Именно всей общиной дознавались, ловили, наказывали. Верховным институтом власти был общественный сход - вече. И решения принимались по общему согласию. То есть если все твои соседи решили, что ты преступник, то так оно и есть. Никаких прокуроров, адвокатов, освобождений под залог и условных сроков. Осужденный должен был возместить сторицей ущерб, причиненный пострадавшей стороне, да еще и выплатить общине штраф за нарушение закона. А в случае особо тяжкого преступления против общества, вече могло такого преступника просто убить. В условиях такой анархической законности мнение соседей общинников друг о друге было куда более весомым чем сейчас.
Если дело касалось убийства, то подозреваемый в убийстве должен был быть приведен к князю чтобы предстать перед княжьим судом. Но если он вдруг, в ходе поимки, погибал, и никто из его родственников не возбуждал дела об убийстве, не разыскивал, не хватал и не доставлял князю для суда подозреваемых в убийстве, то никакие правозащитники и полицейские структуры этим делом не занимались. Таким образом, человек, находящийся вне общины, вне какого-либо средневекового сообщества, фактически, мог быть безнаказанно убит. При этом, совершенно не важно, насколько он был, по современным понятиям "богат", т.е. склько там у него было денег.
Конечно, формально, за труп, найденный на территории общины, если не сыскался убийца, община должна была платить "дикую виру" - штраф князю. Но это если труп нашли на территории общины и кто-то сообщил об этом князю или его людям. Станет член общины сообщать о таком, если за это он же и вся община будут потом платить штраф? Вряд ли. Статьи о "дикой вире" были введены а Русскую Правду князьями, скорее всего, для того, чтобы защитить от покушений княжеских людей - тиунов, данщиков и т.п. Эти люди ездили по деревням, выполняя княжеские поручения - главным образом - собирая деньги или натуральные подати князю. Они бывали при деньгах. В ходе их действий могли возникнуть конфликты. Они могли подвергнуться нападению как посторонних разбойников, так и самих общинников. Если такие люди из похода, например, по сбору дани, не возвращались, то князь посылал другой отряд, покрупней, для расследования. И тут уж статья о "дикой вире" применялась по всей строгости закона. Маршрут движения пропавшего тиуна или данщика был известен. Опрашивались свидетели. И особого труда не составляло выяснить, из какой деревни он ушел, а в какую не приходил, или врут, что не приходил. Таким образом, даже если непосредственный убийца княжьего человека не был найден, община, на территории которорой происходило убийство бывала наказана - выплачивала "дикую виру".
Если пропадал отправившийся в путешествие член общины, то на его поиски семья и община в целом, могли снарядить подобную экспедицию. Скорее всего так и делали, если общине такая экспедиция была по силам. В любом случае, розыск, выкуп из плена родственников, месть за их убийство, защита их в суде, выплата за них пеней и штрафов, если сам родственник выплатить их не может - все это было делом рода, и, шире, всей общины в которую входил человек.
Итак, самым обездоленным, беззащитным перед любым произволом и любой злой волей был изгой - человек, вне рода и общины. В близком к нему положении находился путешественник, находящийся вдали от дома. Но путешественник, обычно, имел родню, входил в общину, которая, в случае необходимости, могла выручить его из беды или, в случае его гибели, отомстить за него убийцам.
Как в таких условиях выживали всяческие купцы и религиозные паломники - это уже другая, отдельная история.
Eсли вам понравилась эта статья -
савьте лайк, делайте репост,
и подписывайтесь на канал.
См. также:
В чем измерялось богатство в Древней Руси?
Ссылки на все статьи путеводителя по Древней Руси.