Что происходит во время психотерапии?
Люди формируют в детстве свое чувство собственного достоинства, свой стиль сознания и поведения. Они становятся привычными и часто не уточняются и не пересматриваются с учетом нового опыта.
По мере того, как человек переезжает из семьи в мир, возникают новые ситуации, и старый образ мышления, чувств и действий больше не нужен и не приспособлен к новым ситуациям.
Но старые способы сохраняются, потому что они не осознают этого и, следовательно, не подлежат сознательному пересмотру.
В гештальт-терапии пациент встречается с кем-то, кто серьезно относится к своему опыту, и через эти другие, уважительные отношения формируется новое чувство собственного достоинства.
Комбинируя гештальт-терапию с феноменологическими методами фокусировки, пациент осознает процессы, которые ранее не могли быть изменены, потому что они были вне сознания.
Гештальт-терапевты считают, что контакт между терапевтом и пациентом создает условия для развития способности контактировать со своими меняющимися интересами на периодической основе.
Гештальто-ерапия, вероятно, имеет более широкий спектр стилей и методов, чем любая другая система.
Терапия может быть краткосрочной или долгосрочной.
Конкретные формы включают:
- индивидуальные;
- семейные;
- групповые системы;
- крупные системы.
Стили различаются по степени и типу структуры, количеству и качеству используемых методов, частоте сессий, конфронтации и сострадательному отношению, сосредоточенности на теле, познании, воздействии или межличностном контакте, по знанию психодинамических тем и работе с ними, по упору на диалог и присутствие, использованию методов и так далее.
Все стили гештальт-терапии разделяют общий акцент на непосредственный опыт и экспериментирование, использование прямого контакта и личного присутствия, а также фокус на том, что и как, здесь и сейчас.
Терапия варьируется в зависимости от контекста и личности как терапевта, так и пациента.
Гештальт-терапия начинается с первого контакта между терапевтом и пациентом.
Терапевт спрашивает о желаниях и потребностях пациента и описывает, как он или она практикуют терапию.
С самого начала основное внимание уделяется тому, что происходит сейчас и что необходимо сейчас.
Терапевт немедленно начинает разъяснять пациенту его самосознание и понимание окружающих условий.
В этом случае потенциальные отношения с терапевтом являются частью окружающей среды.
Терапевт и потенциальный пациент, проходящий гештальт-терапию, работают вместе, чтобы выяснить, что нужно пациенту и подходит ли ему этот конкретный терапевт.
Если кажется, что между ними есть совпадение, то терапия переходит к знакомству.
Пациент и терапевт начинают общаться и понимать друг друга, и начинается процесс заточки сознания.
В начале часто неясно, будет ли терапия краткосрочной или долгосрочной, или даже, при дальнейшем обследовании, соответствие между пациентом и терапевтом окажется удовлетворительным.
Терапия обычно начинается с внимания к непосредственным ощущениям пациента, текущим потребностям пациента и некоторому ощущению жизненных обстоятельств и истории болезни пациента.
Долгая социальная история редко принимается во внимание, хотя в гештальт-теории нет ничего, что могло бы предотвратить это. Как правило, история болезни собирается в процессе терапии, так как она становится актуальной для текущей терапии и проходит в удобном для пациента темпе. Некоторые пациенты начинают со своей истории жизни, другие - с современной направленностью.
Терапевт помогает пациентам осознать, что происходит, что они чувствуют и в чем нуждаются, рассказывая свои истории. Это достигается посредством рефлексивных заявлений о понимании терапевтом того, что говорит и чувствует пациент, а также предложений о том, как сфокусировать внимание (или вопросы, которые достигают той же цели).
Например, пациент может начать рассказывать историю недавних событий, но не говорить о том, как они повлияли на него. Терапевт может спросить, что чувствовал пациент, когда произошло событие, или что чувствует пациент, рассказывая историю.
Терапевт также может вернуться к истории, сосредоточившись на распознавании и вербализации чувств, связанных с различными этапами истории. Терапевт также проводит оценку сильных и слабых сторон пациентов, включая индивидуальный стиль. Терапевт ищет конкретные способы, с помощью которых пациент может самостоятельно обеспечивать себя, будь то неуверенно или надежно.
Гештальт-терапия может быть адаптирована и практиковаться практически с любым пациентом, для которого показана психотерапия.
Однако эта практика должна быть адаптирована к конкретным потребностям каждого человека.
Подходящий гештальт-терапевт, как и любой другой терапевт, должен обладать соответствующей подготовкой и способностью для принятия такого решения.
Хороший терапевт знает пределы своего опыта, подготовки и практики в этих пределах.
Лечение обычно начинается с индивидуальной или семейной терапии - или с обеих.
Групповая терапия иногда добавляется в план лечения, и эта группа может стать единственным способом лечения.
Фриц Перлс утверждал, что:
"пациенты могут лечиться только с помощью гештальт-терапии".
Эта вера никогда не принималась большинством гештальт-терапевтов и сегодня полностью отвергается. Терапия гештальтовой группы дополняет индивидуальную и семейную работу, но не заменяет ее.
Гештальт-терапевты работают с людьми всех возрастов, хотя для работы с маленькими детьми требуется специальное обучение.
Гештальт-терапия с детьми проводится индивидуально, в рамках семейной терапии, а иногда и группами.
Заключение.
Все техники гештальт-терапии считаются экспериментами, и пациентам неоднократно говорят:
"Попробуйте это и посмотрите, что вы испытаете".
Существует множество "гештальт-терапевтических приемов",
Но сами по себе они не имеют большого значения.
Любая техника, соответствующая принципам гештальт-терапии, может и будет использоваться. На самом деле, гештальт-терапия прямо поощряет терапевтов творчески подходить к своему вмешательству.
Продолжение в другой статье...
Благодарю за внимание!
Отправляю ссылку на предыдущую публикацию: https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/chto-proishodit-v-kontakte-mejdu-psihoterapevtom-i-klientom-5dd6fa60c047f615998f8211