Найти в Дзене

Жизнь в горах

Сербия делится, если очень грубо, на две неравные и непохожие друг на друга части. На севере, отделенном от юга реками Дунай и Сава, и еще заходящим маленьким кусочком к югу от Савы на крайнем западе, простираются равнины, среди которых лишь в паре мест высятся горные сооружения, Фрушка гора на западе, и Вршачке планине на востоке. Воеводина и Срем, две исторических области, на протяжении большей части истории оказывавшиеся под властью сначала Венгрии, затем Австрии и, наконец, Австро-Венгрии. На юге же, начиная где прямо с правобережья Дуная, где отступив от Савы на юг километров тридцать, начинаются сначала холмы, еще через несколько десятков километров переходящие в горные сооружения Динарского нагорья на Западе, и отрогов болгарской горной цепи Стара Планина на востоке. Здесь почти пятьсот лет, с пятнадцатого века по начало девятнадцатого, владычествовала Османская империя, лишь ненадолго уступая северные части своих владений австрийскому натиску. Разность и природных условий, и

Сербия делится, если очень грубо, на две неравные и непохожие друг на друга части.

На севере, отделенном от юга реками Дунай и Сава, и еще заходящим маленьким кусочком к югу от Савы на крайнем западе, простираются равнины, среди которых лишь в паре мест высятся горные сооружения, Фрушка гора на западе, и Вршачке планине на востоке. Воеводина и Срем, две исторических области, на протяжении большей части истории оказывавшиеся под властью сначала Венгрии, затем Австрии и, наконец, Австро-Венгрии.

На юге же, начиная где прямо с правобережья Дуная, где отступив от Савы на юг километров тридцать, начинаются сначала холмы, еще через несколько десятков километров переходящие в горные сооружения Динарского нагорья на Западе, и отрогов болгарской горной цепи Стара Планина на востоке. Здесь почти пятьсот лет, с пятнадцатого века по начало девятнадцатого, владычествовала Османская империя, лишь ненадолго уступая северные части своих владений австрийскому натиску.

Разность и природных условий, и административных особенностей сформировали разные типы поселений. Если равнинные села плотно сбиты дом к дому, участок к участку, окруженные по внешней границе полями со всех сторон: горные селения напоминают скорее рыхлые агрегаты хуторов, каждый из которых разместил свои угодья в шаговой доступности от собственного крыльца.

Такое расположение - вольное, разбросанное по огромной площади, глазом не окинешь; когда от соседа до соседа можно в походы ходить, встречалось мне в старых поморских деревнях Карельского берега.

Приглашаю вас посмотреть, как это выглядит.

Пара домиков, из которых очень часто один будет сильно новее другого, и построен рядом в качестве расширения жилплощади; сушара (маленькое сооружение справа от домов, в котором сушат и коптят мясо и колбасы) и сенокос со стогами. На равнинах стога увидеть уже почти нереально - все механизировано, и сено сразу упаковывают в прямоугольные брикеты. Легче, технологичнее... но вот глазу приятнее все-таки классической формы стога.

-2

Сарайчик на переднем плане - <s>шупа</s>, отличающийся реечными стенами верхнего этажа - предназначен для хранения одновременно и в сухости, и с проветриванием. У нас в Мачве в таких хранят кукурузные початки. Впрочем, про хозяйственный уклад все равно надо писать отдельно.

-3

-4

По весне здесь цветут деревья. И кустарники вдоль всех дорог, яблони и абрикосы, сливы и алыча.

-5

Иногда несколько домов жмутся друг к другу на единственном пригодном для строительства, ровном пятачке.

-6

Дороги имеют обыкновение регулярно превращаться в серпантин.

-7

Сходить к соседям пообщаться может оказаться не самой легкой задачей.

-8

Остатки винодельни. Или, скажем так,не совсем винодельни, потому что ракию, местный вариант самогона, среднее крестьянское домохозяйство здесь гонит сотнями литров в год. А значит, браги требуются кабы не тонны, тем более, что из фруктов выход получается относительно небольшой.

-9

Здесь часто предпочитают селиться на возвышенностях. В городах это объясняется тем, что по зиме весь дым от отопления скатывается в низины, образуя конкретный смог. В селах же... Может быть, влажность?

-10

Такие домики на полях или пастбищах, отнесенные от основной усадьбы, здесь называются колебы. Как правило, там складывают инструменты и принадлежности; есть небольшая печка и место для отдыха. Некоторые крестьяне живут там неделями, и далеко не всегда эти недели приходятся только на время страды. Тихо, спокойно, никто не тревожит. Как здесь говорят, мир.

Наша прогулка по горным селам подошла к концу. Лайки и подписки, как всегда, по желанию - и надеюсь на следующие встречи.