3 июля 2008 года Европейская комиссия приняла книгу, которая открывает дискуссию о том, как политика в области образования может более эффективно решать проблемы, связанные с иммиграцией и внутренними потоками мобильности в Европейский Союз. Присутствие значительного числа детей-мигрантов имеет существенные последствия для европейских систем образования.
Ключевые вопросы заключаются в том:
- Как предотвратить создание сегрегированной школьной среды и улучшить равенство в образовании?
- Как учитывать возросшее разнообразие родных языков и культурных перспектив и развивать межкультурные навыки?
- Как адаптировать навыки преподавания и навести мосты с семьями и общинами мигрантов?
Говоря об образовании в области прав человека, мы говорим не только о праве на образование, а также методы преподавания прав человека. Во время преподавания в Университете прикладных наук на факультете социальной работы обнаружили, что до сих пор права человека не были центральным элементом учебной программы. Далее в процессе обучения выяснилось, что даже немецкие и особенно мигрантские студенты имеют меньше или вообще не имеют знаний о своих основных правах и свободах.
Поэтому попытались не только рассказать о правах человека, но и показать учащимся, каково это - иметь эти права. С ними делали некоторые упражнения, основанные на антибиасовом подходе. Это метод, который включает в себя само опыт и затрагивает рациональное и эмоциональное восприятие. Принцип не дискриминации имеет особое значение в этом отношении, но также и один из центральных принципов прав человека.
Право на образование
В Замечании общего порядка МПЭСКП рассматривает образование как само по себе право человека, но также и как необходимое средство реализации других прав человека. Она выполняет функцию права на расширение прав и возможностей, поскольку позволяет взрослым и детям, находящимся в неблагоприятном положении, в полной мере участвовать в жизни общества. Комитет по социальным и культурным правам разработал так называемую "схему 4-A" для описания четырех структурных элементов МПЭСКП, касающихся осуществления:
наличие,
доступ,
приемлемость,
адаптируемость.
Наличие образования означает, что должно быть достаточно школ с достаточным количеством учителей. Доступ подразумевает, что образование должно быть не дорогостоящим и доступным. Приемлемость относится к педагогическим аспектам образования, которые должны помочь детям в развитии их личности. Наконец, адаптируемость означает, что образование должно адаптироваться к меняющимся обществам и сообществам.
Целью образования в области прав человека является информирование людей об их правах, привлечение их внимания к идее прав человека и содействие приобретению знаний, позволяющих людям отстаивать свои права.
Методика преподавания
Образование в области прав человека можно найти на различных уровнях:
- образование для населения,
- образование для группы специалистов или специальных целевых групп.
Просвещение общественности может осуществляться через такие средства массовой информации, как телевидение, радио или пресса путем информирования о фактах, но может также информировать о правах человека с помощью вымышленных историй. Примером образования для общественности является "Неделя фильмов о правах человека", которую впервые организовали в Университете прикладных наук, Вюрцбург, Германия. Приглашенными гостями были студенты и ученики. Вход был свободным. Каждый вечер речь шла о специальной теме, связанной с правами человека, такой как ближневосточный конфликт, международная торговля оружием, бегство и миграция, гендерная проблематика или право на питание.
Подготовка специалистов или целевых групп к обучению в области прав человека должна быть тщательно подготовлена. Для эффективности тренинга важно, чтобы его участники были готовы приложить все необходимые усилия, чтобы получить положительную оценку. Что касается преподавателей, необходимо, чтобы они создавали на курсах насыщенную атмосферу и могли вести дискуссию со смежными проблемами, когда нет определенного ответа на вопрос с точки зрения прав человека.
Для большинства учеников это новый опыт, так как они обычно знают учителей, которые делают вид, что знают все ответы. Примером такой подготовки для целевых групп может служить подготовка по вопросам борьбы с дискриминацией, основанная на анти дискриминационном подходе.
Антибиас-концепция, которую в настоящее время можно рассматривать как один из самых широких и инновационных подходов в анти дискриминационной области образования. Концепция была разработана в начале 1980-х годов Луизой Дерман-Спаркс и Кэрол Брансон-Филипс. Там она в основном использовалась в области начального и начального образования. Этот подход получил дальнейшее интенсивное развитие после ликвидации системы апартеида в Южной Африке, где он был адаптирован для целей образования молодежи и взрослых.
Семинары по борьбе с дискриминацией представляют собой интенсивные, ориентированные на изучение доминирования и дискриминации и направленные на отказ от изучения угнетенных форм общения и взаимодействия. Это основано на том понимании, что дискриминация не являются индивидуальными предрассудками, а институционализированы в обществе в качестве идеологий, которые усваиваются индивидуумами. Одной из особенностей антибиасового подхода является возможность сосредоточиться на многих видах дискриминации.
Исключение и сокращение числа людей рассматриваются не только с точки зрения этнических или расовых особенностей, но и дискриминации по признаку, например, пола, сексуальной ориентации, физического и психического здоровья или социального класса. Включение, как на индивидуальном, так и на социальном уровне отличает антибиасовый подход от многих других подходов.
Дискриминация основана не только на предрассудках отдельных лиц, но и в основном на распространенных представлениях и суждениях, поскольку они имеют большое значение для различных групп людей в обществе. Эта сложная взаимосвязь во многих случаях тесно переплетается с институциональными, правовыми и организационными вопросами повседневной жизни.
Таким образом, антибиаса стремится привнести в сознание эти различные измерения и их значения, а также развить возможности поведения на этом уровне. Поскольку эта концепция начинает работать непосредственно на механизм дискриминации и поэтому полезна и уместна в педагогических областях. Разработка антибиас-курса требует конкретного анализа исходной ситуации, участников и конкретных целей.
Цели данного тренинга - сначала показать участникам, как возникает конфликт, и как страх и дискриминация способствуют эскалации конфликта. В этом же контексте необходимо объяснить, как происходит дискриминация и как она работает. В результате работы в группе ученики, наконец, понимают, что все они получили одинаковый опыт, независимо от своего личного происхождения.
Взаимодействие с правами человека требует навыков, которым нельзя обучать, но которые необходимо усваивать на основе опыта. В ходе этих тренингов людей следует побуждать мыслить, чувствовать и действовать в соответствии с принципами сотрудничества, участия и обучения на основе собственного опыта.
Вывод
Право на образование является всеобъемлющим правом и тесно связано с правом на развитие, поскольку образование рассматривается в качестве мощного инструмента в стратегиях сокращения масштабов нищеты. Поэтому поощрение образования в области прав человека не только в государствах - членах ЕС, но и в принимающих странах граждан третьих стран может служить стимулом.
Мигранты могут иметь больше возможностей в принимающих странах, поскольку они могут успешно интегрироваться в новое общество, или же они могут также иметь больше возможностей в своих родных странах, поскольку условия жизни могут улучшиться благодаря образованию.
Образование в области прав человека должно быть базовой частью системы образования не только в школе, но и в университетской программе. Обучение основным принципам не дискриминации, а также основным правам и свободам показывает, что каждый человек имеет эти права и свободы. Это может привести к лучшему пониманию достоинства и уважения каждого человека.