Найти тему

Henry Ford. Американский предприниматель

Оглавление

Генри Форд, (родился 30 июля 1863 года, округ Уэйн, Мичиган, США-умер 7 апреля 1947 года, Дирборн, Мичиган), американский промышленник, который революционизировал фабричное производство с помощью своих конвейерных методов.

Henry Ford
Henry Ford

Форд провел большую часть своей жизни, делая заголовки, хорошие, плохие, но никогда безразличные. Прославленный как технологический гений и народный герой, Форд был созидательной силой, стоящей за индустрией беспрецедентных размеров и богатства, которая всего за несколько десятилетий навсегда изменила экономический и социальный характер Соединенных Штатов. Когда молодой Форд в 1879 году уехал с фермы своего отца в Детройт, только двое из восьми американцев жили в городах; когда он умер в возрасте 83 лет, доля составляла пять из восьми. Как только Форд осознал огромную роль, которую он и его автомобиль модели Т сыграли в этом изменении, он не хотел ничего больше, чем обратить его вспять или, по крайней мере, вернуть сельские ценности своего детства. Генри Форд, таким образом, является удачным символом перехода от Аграрной к индустриальной Америке.

The 1909 Model T.
The 1909 Model T.

Ранняя жизнь

Генри Форд был одним из восьми детей Уильяма и Мэри Форд. Он родился на семейной ферме близ Дирборна, штат Мичиган, в то время город в восьми милях к западу от Детройта. Авраам Линкольн был президентом 24 штатов Союза, а Джефферсон Дэвис-президентом 11 штатов Конфедерации. Форд учился в однокомнатной школе в течение восьми лет, когда он не помогал своему отцу с урожаем. В возрасте 16 лет он отправился в Детройт, чтобы найти работу в его механических мастерских. После трех лет, в течение которых он впервые столкнулся с двигателем внутреннего сгорания, он вернулся на ферму, где работал неполный рабочий день в двигателестроительной компании Westinghouse, а в свободное время возился в небольшом механическом цехе, который он создал. В конце концов он построил небольшой "фермерский Локомотив", Трактор, который использовал старую косилку для своего шасси и самодельный паровой двигатель для питания.

Форд вернулся в Детройт девять лет спустя женатым человеком. Его жена, Клара Брайант, выросла на ферме недалеко от Форда. они поженились в 1888 году, и 6 ноября 1893 года она родила их единственного ребенка, Эдсела Брайанта. Через месяц Форд был назначен главным инженером на главный завод Детройтской компании Edison Company, отвечающий за поддержание электроснабжения в городе 24 часа в сутки. Поскольку он все время был на дежурстве, у него не было регулярных часов, и он мог экспериментировать сколько душе угодно. За несколько лет до этого он решил построить автомобиль с бензиновым двигателем, и его первый работающий бензиновый двигатель был завершен в конце 1893 года. К 1896 году он закончил свой первый безлошадный экипаж, "квадрицикл", так называемый потому, что шасси четырех лошадиных сил транспортного средства было багги рамой, установленной на четырех велосипедных колесах. В отличие от многих других автомобильных изобретателей, включая Чарльза Эдгара и Дж. Фрэнк дурья, Элвуд Хейнс, Хайрам Перси Максим и его Детройтский знакомый Чарльз Брэди Кинг, все из которых построили автономные транспортные средства до Форда, но которые держались за свои творения, Форд продал свои, чтобы финансировать работу над вторым автомобилем, и третьим, и так далее.

В течение следующих семи лет у него были различные сторонники, некоторые из которых в 1899 году основали детройтскую автомобильную компанию (позже компанию Генри Форда), но все в конечном итоге отказались от него в раздражении, потому что они хотели, чтобы пассажирский автомобиль вышел на рынок, в то время как Форд настаивал всегда на улучшении любой модели, над которой он работал, говоря, что она еще не готова для клиентов. За эти годы он построил несколько гоночных автомобилей, в том числе гонщик” 999", управляемый Барни Олдфилдом, и установил несколько новых рекордов скорости. В 1902 году он покинул компанию Генри Форда, которая впоследствии была реорганизована как Cadillac Motor Car Company. Наконец, в 1903 году Форд был готов продать автомобиль. Компания "Форд Мотор Компани" была зарегистрирована, на этот раз всего за 28 000 долларов наличными, вложенными обычными гражданами, поскольку Форд в своих предыдущих сделках с покровителями противостоял самым богатым людям в Детройте.

Компания была успешной с самого начала, но всего через пять недель после ее создания Ассоциация лицензированных автопроизводителей пригрозила вывести ее из бизнеса, потому что Ford не был лицензированным производителем. Ему было отказано в лицензии этой группой, которая стремилась сохранить для своих членов прибыль от того, что быстро становилось крупной отраслью. Основой их власти был контроль над патентом, выданным в 1895 году Джорджу Болдуину Селдену, патентному поверенному из Рочестера, штат Нью-Йорк. Ассоциация утверждала, что патент распространяется на все бензиновые автомобили. Наряду со многими сельскими жителями Среднего Запада своего поколения Форд ненавидел промышленные объединения и Восточную финансовую власть. Более того, Форд считал патент Селдена нелепым. Все изобретения-это вопрос эволюции, говорил он, и все же Селден утверждал, что это генезис. Он был рад сражаться, даже несмотря на то, что эта борьба столкнула ничтожную Ford Motor Company с промышленностью, стоящей миллионы долларов. Сбор доказательств и собственно судебные слушания заняли шесть лет. Форд проиграл первоначальное дело в 1909 году; он подал апелляцию и выиграл в 1911 году. Его победа имела большое значение для промышленности, и борьба сделала Форда популярным героем.

” Я построю автомобиль для великого множества людей", - заявил Форд, объявляя о рождении модели Т в октябре 1908 года. За 19 лет существования Model T он продал 15 500 000 автомобилей в Соединенных Штатах, почти 1 000 000 больше в Канаде и 250 000 в Великобритании, что составляет половину объема производства автомобилей в мире. Эпоха моторов наступила в основном благодаря тому, что Форд видел в автомобиле скорее полезность обычного человека, чем роскошь богача. Когда-то только богатые свободно разъезжали по стране, теперь миллионы могли ездить, куда им вздумается. Модель Т была главным инструментом одного из самых больших и быстрых изменений в жизни простых людей в истории, и она произвела это изменение менее чем за два десятилетия. Фермеры больше не были изолированы на отдаленных фермах. Лошадь исчезла так быстро, что перевод посевных площадей с сенокоса на другие культуры вызвал сельскохозяйственную революцию. Автомобиль стал главной опорой американской экономики и стимулятором урбанизации-города распространились наружу, создавая пригороды и жилищные застройки—и к строительству самой прекрасной системы автомобильных дорог в мире.

Замечательный уровень рождаемости модели Т стал возможен благодаря самой передовой технологии производства, которая только была задумана. После долгих экспериментов Форда и его инженеров, система, которая развивалась к 1913-14 годам на новом заводе Форда в Хайленд-Парке, штат Мичиган, смогла поставлять детали, узлы и агрегаты (сами построенные на вспомогательных сборочных линиях) с точным временем на постоянно движущуюся главную сборочную линию, где полное шасси выпускалось каждые 93 минуты, что было огромным улучшением по сравнению с 728 минутами, которые требовались ранее. Мелкое разделение труда и координация множества операций давали огромный прирост производительности.

В 1914 году компания "Форд Мотор Компани" объявила, что отныне будет выплачивать рабочим, имеющим на это право, минимальную заработную плату в размере 5 долларов в день (по сравнению со средним показателем в 2,34 доллара для промышленности) и сократит рабочий день с девяти часов до восьми, тем самым переведя фабрику на трехсменный рабочий день. В одночасье Форд стал мировой знаменитостью. Люди либо превозносили его как великого гуманиста, либо ругали как сумасшедшего социалиста. Форд сказал, что гуманизм тут ни при чем. Ранее прибыль основывалась на выплате заработной платы настолько низкой, насколько это было возможно для рабочих, и ценообразовании автомобилей настолько высокой, насколько это позволяло движение. Форд, с другой стороны, подчеркнул низкую цену (модель T стоила $950 в 1908 и $290 в 1927), чтобы захватить максимально широкий рынок, а затем удовлетворить цену по объему и эффективности. Успех Форда в превращении автомобиля в основную необходимость оказался лишь прелюдией к более широкой революции. Развитие технологий массового производства, что позволило компании в конечном итоге выпускать модель Т каждые 24 секунды; частое снижение цены автомобиля стало возможным благодаря экономии на масштабе; а выплата прожиточного минимума, поднявшего рабочих выше прожиточного минимума и сделавшего их потенциальными покупателями, помимо прочего, автомобилей,—эти нововведения изменили саму структуру общества.

Контроль над Компанией

В течение первых пяти лет компания Ford Motor Company выпускала восемь различных моделей, а к 1908 году ее выпуск составлял 100 автомобилей в день. Акционеры были в восторге; Форд был недоволен и надеялся получить 1000 долларов в день. Акционеры всерьез рассматривали судебный иск, чтобы помешать ему использовать прибыль для расширения. В 1909 году Форд, которому принадлежало 58 процентов акций, объявил, что в будущем он собирается сделать только один автомобиль, Модель T. Единственное, что могли сделать миноритарные акционеры, чтобы защитить свои дивиденды от его всепоглощающего воображения, - это привлечь его к суду, что Хорас и Джон Додж и сделали в 1916 году.

Братья Додж, которые ранее поставляли шасси для Ford, но теперь производили свой собственный автомобиль, все еще держа акции Ford, подали в суд на Ford за то, что они утверждали, что это было его опрометчивое расширение и снижение цен на продукцию компании, тем самым отвлекая деньги от дивидендов акционеров. Судебные слушания дали Форду возможность изложить свои представления о бизнесе. В декабре 1917 года суд вынес решение в пользу Доджей; Форд, как и в случае с Селденом, подал апелляцию, но на этот раз проиграл. В 1919 году суд сказал, что, хотя чувства Форда к своим сотрудникам и клиентам были хорошими, бизнес-это прибыль его акционеров. Форд, разгневанный тем, что суд и несколько акционеров, которых он уподоблял паразитам, могли вмешиваться в управление его компанией, решил выкупить всех акционеров. Он ушел в отставку с поста президента в декабре 1918 года в пользу своего сына Эдсела, а в марте 1919 года объявил о намерении организовать новую компанию по производству автомобилей дешевле модели Т. Когда его спросили, что станет с компанией “Форд Мотор Компани", он ответил: "Почему я не знаю точно, что с ней станет; часть ее, которая не принадлежит мне, не может быть продана мне, это я знаю."Доджи, несколько непоследовательно, только что доставив его в суд за плохое управление, поклялись, что ему не позволят уйти. Форд сказал, что если бы он не был хозяином своей собственной компании, то основал бы другую. Уловка сработала: к июлю 1919 года Форд выкупил все семь миноритарных акционеров. (Семерым не на что было жаловаться: в дополнение к выплате почти 106 000 000 долларов за их акции они получили предписанные судом дивиденды в размере 19 275 385 долларов плюс 1 536 749 долларов в виде процентов.) Ford Motor Company была реорганизована в соответствии с Уставом штата Делавэр в 1920 году со всеми акциями, принадлежащими Ford и другим членам семьи. Никогда еще ни один человек не контролировал так полно такое гигантское предприятие.

Одной из специфических причин появления "Доджа" было строительство огромного нового завода в Ривер-Руж, штат Мичиган. То, о чем мечтал Форд, было не просто увеличением мощности, а полной самодостаточностью. Первая мировая война, с ее дефицитом и ростом цен, продемонстрировала ему необходимость контролировать сырье; медлительные поставщики убедили его, что он должен делать свои собственные части. Колеса, шины, обивка и различные аксессуары были приобретены у других компаний по всему Детройту. Поскольку производство Ford увеличилось, эти небольшие операции должны были ускорить их выпуск; большинству из них пришлось устанавливать собственные сборочные линии. Стало невозможным координировать производство и отгрузку таким образом, чтобы каждый продукт прибыл в нужное место и в нужное время. Сначала он пытался накапливать большие запасы, чтобы предотвратить задержки или остановки сборочной линии, но вскоре понял, что накопление зря потраченного капитала. Вместо этого он занялся идеей распространения движения на запасы, а также на производство. Он понимал, что его издержки в производстве начинаются с момента отделения сырья от Земли и продолжаются до тех пор, пока готовый продукт не будет доставлен потребителю. Завод, который он построил в Ривер-Руж, воплотил его идею интегрированной операции, охватывающей производство, сборку и транспортировку. Чтобы завершить вертикальную интеграцию своей империи, он купил железную дорогу, приобрел контроль над 16 угольными шахтами и около 700 000 (285 000 гектаров) акров леса, построил лесопилку, приобрел флот грузовых судов Великих озер, чтобы доставить руду из своих шахт Верхнего озера, и даже купил стекольный завод.

Переход от Хайленд-Парка к завершенному заводу River Rouge был завершен в 1927 году. В 8 часов утра на грузовом судне "Форд" из шахт "Форд" в Мичигане и Миннесоте поступало ровно столько руды, сколько требовалось на день, и ее транспортировали конвейером в доменные печи, где она превращалась в сталь, а тепло подавалось углем из шахт "Форд" в Кентукки. Он будет продолжаться через литейные формы и штамповочные заводы и ровно через 28 часов после прибытия, когда руда выйдет в виде готового автомобиля. Подобные системы обрабатывали пиломатериалы для половиц, резину для шин и так далее. На пике своего успеха холдинги компании простирались от железных рудников Северного Мичигана до джунглей Бразилии, и она работала в 33 странах по всему миру. Самое удивительное, что ни один цент не был взят взаймы, чтобы заплатить за все это. Все это было построено из прибыли от модели Т.

Поздние годы

Беспрецедентный масштаб этого успеха, а также личный успех Форда в получении абсолютного контроля над фирмой и вытеснении подчиненных с противоположными взглядами, создали почву для упадка. Полагаясь на то, что он считал безошибочным инстинктом рынка, Форд отказался следовать за другими автопроизводителями, предлагая такие инновационные функции, как обычные переключения передач (он держался за свою собственную планетарную передачу), гидравлические тормоза (а не механические), шестицилиндровые и восьмицилиндровые двигатели (модель Т имела четыре) и выбор цвета (с 1914 года каждая модель Т была окрашена в черный цвет). Когда он окончательно убедился, что рынок изменился и требует больше, чем чисто утилитарный автомобиль, он закрыл свои заводы на пять месяцев, чтобы переоборудовать их. В декабре 1927 года он представил модель А. новая модель пользовалась солидным, но не впечатляющим успехом. Упрямство Форда стоило ему лидерского положения в отрасли; модель а была продана "Шевроле ""Дженерал Моторс" и "Плимутом ""Крайслера" и была прекращена в 1931 году. Несмотря на внедрение Ford V-8 в 1932 году, к 1936 году Ford Motor Company была третьей по продажам в отрасли.

Аналогичная картина авторитарного контроля и упрямства отмечала отношение Форда к своим рабочим. 5 долларов в день, которые привлекли к нему столько внимания в 1914 году, принесли с собой для рабочих цену часто властного патернализма. Кроме того, это не было гарантией на будущее; в 1929 году Форд установил 7-долларовый день, но в 1932 году, в рамках фискальной строгости, введенной падением продаж и Великой депрессией, он был сокращен до 4 долларов, что ниже преобладающей заработной платы в промышленности. Форд свободно использовал полицию компании, шпионов лейбористов и насилие в длительной попытке предотвратить объединение в профсоюзы и продолжал делать это даже после того, как General Motors и Chrysler пришли к соглашению с Объединенными автомобильными рабочими. Когда UAW наконец удалось организовать рабочих Ford в 1941 году, он подумал о закрытии, прежде чем его убедили подписать профсоюзный контракт.

В течение 1920-х годов, под номинальным президентством Эдсела Форда, компания диверсифицировалась, приобретя Lincoln Motor Car Company в 1922 году и углубившись в авиацию. После смерти Эдселя в 1943 году Генри Форд возобновил президентство и, несмотря на возраст и немощь, занимал его до 1945 года, когда он ушел в отставку в пользу своего внука, Генри Форда II.

Генри Форд был сложной личностью. Вдали от лавки он проявлял самые разнообразные энтузиазмы и предрассудки, а время от времени и поразительное невежество. Его высказывание о том, что” история-это более или менее чушь“, получило широкую огласку, как и его недостаток в этой области, обнаруженный во время перекрестного допроса в его иске о клевете на миллион долларов против Chicago Tribune в 1919 году; редакция Tribune назвала его” невежественным идеалистом " из-за его оппозиции участию США в Первой Мировой Войне, и в то время как жюри присяжных нашло для Форда только шесть центов. Одним из наиболее широко разрекламированных деяний Форда было фрахтование им океанского лайнера для отправки себя и партии пацифистов в Европу в ноябре 1915 года в попытке положить конец войне посредством “непрерывного посредничества"."Так называемый эпизод с мирным кораблем был широко осмеян. В 1918 году при поддержке прес. Вудро Вильсон, Форд баллотировался в Сенат США от штата Мичиган. Он был едва побежден после кампании личных атак его противника.

В 1918 году Форд купил газету "Дирборн Индепендент “и опубликовал в ней серию непристойных нападок на” международного еврея", мифическую фигуру, которую он обвинял в финансировании войны; в 1927 году он официально отказался от своих нападок и продал газету. Он давал старомодные танцы, на которых капиталисты, европейские королевские особы и руководители компаний знакомились с полькой, сэром Роджером де Каверли, мазуркой, виргинской катушкой и кадрилью; он основывал небольшие деревенские фабрики; он строил однокомнатные школы, в которых особое внимание уделялось профессиональному обучению; он экспериментировал с соевыми бобами для продуктов питания и товаров длительного пользования; он спонсировал еженедельный радиочас, на котором читались причудливые эссе “простым людям"; он построил Гринфилд-Виллидж, восстановленный сельский город; и он построил то, что позже было названо музеем Генри Форда, и наполнил его американскими артефактами и антиквариатом из эпохи его юности, когда американское общество было почти полностью аграрным. Короче говоря, он был человеком, который ставил в тупик даже тех, кто имел возможность наблюдать его вблизи, всех, кроме Джеймса Кузенса, бизнес-менеджера Форда от основания компании до его отставки в 1915 году, который всегда говорил: “Вы не можете анализировать гения, а Форд-гений.”

Копия магазина, где Генри Форд построил свой первый автомобиль, Гринфилд-Виллидж, Дирборн, штат Мичиган.
Копия магазина, где Генри Форд построил свой первый автомобиль, Гринфилд-Виллидж, Дирборн, штат Мичиган.

Форд умер дома в 1947 году, ровно через 100 лет после того, как его отец уехал из Ирландии в Мичиган. Его акции принадлежали фонду Форда, который был создан в 1936 году как средство сохранения семейного контроля над фирмой и который впоследствии стал самым богатым частным фондом в мире.