Невозможно отрицать тот факт, что искусство может оказать влияние на формирование общества. Это также верно и в отношении того, как оно влияет на наше поведение. Искусство может открыть нас для новых идей и убеждений, а художники могут оказывать огромное влияние в качестве примеров для подражания, как в позитивном, так и в негативном ключе.
Поскольку искусство общается с нами на стольких разных уровнях и обращается к нашим чувствам, эмоциям, разуму, языку и воображению, оно неизбежно затрагивает нас больше, чем другие области знания. Немногие из нас готовы платить, чтобы посмотреть научный эксперимент, но большинство из нас являются постоянными посетителями кинотеатров, художественных галерей и фотовыставок. Поэтому легко поддаться влиянию того, что мы читаем или видим, что нам кажется тем, к чему мы должны стремиться.
Отследить влияние можно посмотрев один из фильмов, которые демонстрируют контрастные выражения этики, например «Запах женщины» с Аль Пачино и «Третий мужчина» с Орсон Уэллс.
Подумайте о следующих вопросах, связанных с фильмами.
- Каково ваше впечатление от роли Аль Пачино и Орсона Уэллса?
- Насколько привлекательны их личности, взгляды их персонажей?
- Вы убеждены их аргументами и мнением?
- Можете ли вы привести другие примеры, когда на вас оказывали влияние книги, фильмы, музыка и т.д.?
- Имеют ли известные художники особые этические обязательства?
Кадр из фильма "Запах женщины" с Аль Пачино. Режиссёр: Мартин Брест
Актеры, кинорежиссеры, знаменитости, артисты, танцоры - сегодня в мире искусства можно заработать больше, чем когда-либо прежде, успеха и денег.
Это ставит художников в положение беспрецедентной экспозиции и означает, что они посягают на нашу жизнь, как никогда ранее. Некоторые утверждают, что это возлагает на них дополнительную ответственность как на моральный образец для подражания и обязывает их вести себя соответствующим образом.
Некоторые художники находят это требование легким для удовлетворения, и начинают миссии для ООН, создают благотворительные организации и высказываются по вопросам, которые они считают важными. Безусловно, подобные действия оказывают глубокое влияние на общество и наши нравственные взгляды, хотя долгосрочные последствия более сомнительны.
В качестве примеров можно привести концерт «Live Aid» в 1985 году, который помог привлечь внимание мировой общественности к проблемам Восточной Африки, работу Леонардо Ди Каприо (вместе с Элом Гором) по охране окружающей среды и работу Шона Пенна, связанную с землетрясением на Гаити.
Другие скептически относятся к мотивам такого участия, и хотя нельзя сказать, что все известные художники занимаются благотворительностью для того, чтобы сделать себя более привлекательными и повысить свою популярность, иногда это так. Неудобные фотографии Наоми Кэмпбелл (если ее можно назвать художницей), которая носит мех, являются хорошим примером более циничного подхода к хорошим делам.
Кадр из фильма "Малена", 2000 года с Моникой Беллуччи, режиссёра и сценариста Джузеппе Торнаторе по одноимённому рассказу Лучано Винцензоли.
Кроме того, когда Ричард Гир передал послание избирателям на палестинских выборах в 2009 году, казалось, что он немного увлекся, когда сказал: «Я говорю от имени всего мира».
Джуд Лоу даже пытался вести переговоры с талибами во время визита в Афганистан в 2007 году, что вызвало беспокойство у некоторых людей, которые считают, что внешнюю политику должны решать выбранные представители национальных правительств, а не знаменитости.
Могут ли художники быть выше закона?
Если у художников есть особые этические обязательства, то каковы последствия того, что мы должны относиться к ним по-другому. Недавнее дело об аресте режиссера Романа Поланского в Швейцарии и, в конечном счете, его оправдании за случай применения грубой силы, произошедшый в Соединенных Штатах в 1970-х годах, высвечивает вопрос о трудностях применения этого закона в равной степени ко всем.
Должны ли мы судить о художниках по их работе или их этическому положению?
Многие художники имеют непривлекательные этические взгляды. Композитор Вагнер был бешеным антисемитом и разжигал ненависть Гитлера к евреям.
Режиссер Бадд Шульберг рассказал о своих друзьях во время антикоммунистической охоты на ведьм в эпоху Маккарти, тем самым разрушая жизни и мешая художникам выражать свои идеи.
Писатель Артур Кестлер жестоко избил несколько женщин.
Вуди Аллен женился на своей сводной падчерице.
Можем ли мы оценить художественные достижения таких фигур, несмотря на знание их характера?
Опять же, ответ зависит от сочетания вашего собственного морального мировоззрения, и вашго мнения об искусстве. Некоторые утверждают, что искусство должно стоять само по себе, и мы не должны судить об этической позиции его создателя. Другие говорили бы, что искусство, особенно если оно имеет некий этический посыл, не может рассматриваться отдельно от человека, его создавшего, что искусство - это выражение чьих-то эмоций и характера.