В голубых облаках, окутанный солнечным светом, летит белоснежный самолет. В стерильном прекрасно пахнущем салоне премиум класса сидит женщина в "Шанель". Она вспоминает о романтичных вечерах, званных обедах, о своей молодости и любви. Неплохое начало для черной драмы, где безысходность чередуется с приступами паники, а алкоголизм и таблетки не могут заглушить боль потери и отчаяния.
Депрессия, кошмары и нервный срыв, сколько еще может вынести человек, прежде чем выйти на улицу и начать кричать без причины?
Вам может показаться, что Вы читаете рецензию на фильм Вуди Аллена, но с чего бы мне публиковать ее в ноябре 2019, когда постер подсказывает, что премьера состоялась 6 лет назад.
Я посмотрела "Жасмин" месяца через 2 после премьерного показа. Потом еще раз и еще, перематывая и вздрагивая. Хотелось о нем написать. А потом поняла, что вовсе и не о нем. И не о гениальном режиссере, снявшем "Любовь и смерть", "Полночь в Париже", "Энни Холл", "Ты встретишь таинственного незнакомца", "Кое-что еще", "Манхеттен" и еще несколько десятков историй, в которых ирония, юмор и грубая правда смешаны и взбиты венчиком в однородную массу гениальных фильмов.
Нет, ни фильм, ни режиссер, ни игра актеров не станут темой этого поста.
Помните, такой хитрый детский прием, которым многие продолжают пользоваться и во взрослой жизни. Он начинается так
Знаешь, моя подруга встретила тут одного парня и спрашивает меня... А как бы ты посоветовал/а поступить в такой ситуации?
Мы боимся открыть карты, сделать признание и выдумываем кого-то третьего, чьи депрессии, желания и трудности нас будто не особо интересуют. Как, впрочем, не должны интересовать и того случайного собеседника, ради которого этот Третий придумывается нами. Вуди рассказывает страшную историю губами Кейт Бланшет, скривившимися от бессилия и злости. Но чья эта история?
Если назвать старую жизнь Жасмин раем, то, куда она падает стремительно – адом, то квартира ее сестры Джинджер, и ее временная работа – это чистилище. Она застряла между двух жизней, и как бы она не пыталась карабкаться, быстро шевеля лапками, мышкой притчи из «Поймай меня, если сможешь» Жасмин так и не стала. Молоко не сбивается в масло. А наша героиня падает все ниже и ниже. Ее персональный ад – это скамейка где-то на окраине Лос Анджелеса. Жасмин хочет выбраться из пространства, в котором она бьется, задыхаясь в припадках клаустрофобии, а чтобы забыть о черных узких стенах со всех сторон, которые прокрустовым ложем стягиваются к ней, она заедает свою боль таблетками и запивает лошадиными дозами "Столичной" вперемешку с Мартини.
Кем бы я стала, если бы не встретила Пола? Антропологом? Это же смешно, - вздыхает она в самолете.
Без каких либо средств к существованию, без дома и перспектив с оставшейся с лучших времен одежкой, без каких-либо заурядных навыков, но с непомерным честолюбием и гордостью, а также налетом интеллектуальной элитарности наша героиня входит в небольшую квартирку свой сестры- продавца из супермаркета. Ничего не напоминает?
Картина один в один с выпускницей философского, филологического, социологического, да в общем, почти каждого гуманитарного факультета Украины. Это же судьба того самого культурного антрополога. И тут Жасмин была не права. Из нее получился отличный культурный антрополог даже без окончания колледжа.
Ее речь блестяща, льется как ручеек, неиссякаемый и чистый, она прекрасно излагает свои мысли и деликатно поддерживает беседу. Только вот одна проблема - кроме зрителя никто не способен ее понять. Жасмин говорит с людьми, которым не знаком этот культурный код, лексикон и стиль общения. Им наверняка не знакомы труды Гадамера и все эти герменевтические круги. Они слишком напрягаются, чтобы ее понять, либо пропускают ее слова сквозь уши.
Этот фильм о бесконечной боли и безысходности. Что делать? – не зря Вуди Аллен так любит интерпретировать и создавать видео аллюзии на русскую классику. Сначала «Любовь и смерть» по Достоевскому, а теперь еще один вечный вопрос. И самое ужасное, что никто не может ответить на него. Жасмин интуитивно пытается найти все выходы из положения:
1. устроиться на курсы и получить дополнительное образование
2. пойти на работу администратора-секретаря
3. найти себе благодетеля
Это же три варианта спасения выпускницы. Иначе как выжить в городе без друзей и знакомых? Устроиться на работу и начать жизнь с нуля? Продавцом с отсутствием перспектив и карьерного роста? Хотя нет, с перспективой стареть, тупеть и спиваться в комнатке, которую едва можно оплатить из своей нищенской зарплаты.
Я знаю десятки таких примеров. Мои бывшие одногруппницы, которым не повезло устроить свою жизнь за счет кавалера, а на горизонте отчетливо светится страшное число "30" по прежнему снимают квартиры на двоих и троих, а все их пожитки помещаются в несколько чемоданов.
Самые успешные живут за счет своих бойфрендов и мужей. Кому-то повезло: парень получил хорошо оплачиваемую работу в IT бизнесе, купил через несколько лет квартиру в кредит, потом машину. Кому-то повезло еще больше - сразу, без рассрочки под процент своих морщин и целлюлита, найти жениха-иностранца старше лет на 20 лет. Такого, чтобы сыпал деньгами и ювелиркой от Тиффани. Хочешь свой бизнес - пожалуйста, хочешь плевать в потолок - тоже не проблема.
Кто-то крутится от одного приличного ухажера к другому, ходит на свидания, чтобы поесть.
В студенческие годы многие из нас ели, ходили в театр и в кино за счет более или менее симпатичных кавалеров. Только тогда мы думали, что закончится учеба и все изменится.
Почти, как в новогоднюю ночь. Кто-то добрый и сильный взмахнет волшебной палочкой и ты не будешь ни от кого зависеть, будешь успешной и богатой.
Ну да. Только вот на практике, если у тебя нет приятных спонсоров остается сидеть на reseption гостиницы или медицинской фирмы и считать дни до зарплаты из которой 80% ты отдашь за комнату в "хрущевке" на окраине.
Я видела, что происходит с моими тридцатилетними подругами, которые бросаются петь в церковном хоре или танцевать ирландские танцы, а вся лента новостей в социальной сети сосредоточена на помощь бездомным котикам. Их квартиры пахнут, как кошачьи питомники, а из соседней комнаты выглядывает мама.
Я видела и других моих тридцатилетних подруг, которые, как Джинджер, сестра Жасмин, уже опустились ниже некуда и готовы терпеть в своей жизни дармоеда и нахлебника, сдающего потихоньку их золотишко в ломбард. А потом беременность...
И рано или поздно ты окажешься там, на воображаемой лавочке, рядом с Жасмин. Вот тут можно найти собеседника и поболтать.
Единственное преимущество, которое у нас еще есть перед героиней Аллена – это молодость, то есть больше времени и чуть больше надежд, что в свои 40, мы в потертом пиджачке не останемся под дождем на скамейке рассказывать случайному прохожему о теории пост-структурализма, и о том, какой элитный вуз мы окончили.
Нашей "Печальной луной" станет «Гаудеамус», половины слов которого я уже и не вспомню.
Вот такая история случилась с моей подругой Жасмин, может, вы знаете, что ей посоветовать в этой ситуации?
Еще одна рецензия на фильм гениального режиссёра: Быть чёрным, быть толстым, быть фашистом: лучшая шутка Вуди Аллена
Нравится разбирать по косточкам героев? Тогда прочтите про полный загадок фильм Прислуга с украинским акцентом: о новом магическом триллере «Преданная»
О судьбе женщины, которая не знает, чего хочет Четыре свадьбы и две панихиды: из чего на самом деле состоит фильм Греты Гервиг