Имя Николая Морозова, старейший снайпера Великой Отечественной Войны, косившего фашистских захватчиков на подступах к Ленинграду, запомнилось его храбростью и возрастом. К тому времени ему исполнилось 88 лет.
Вначале 1942 г. в один из батальонов на участке Волховского фронта поступил на службу седобородый старик, которому, как казалось, трудно было держать в руках снайперскую трехлинейку.
— Каков же ваш возраст? — с удивлением задал вопрос командир батальона.
— Летом должно исполниться 88 — ответил, не моргнув глазом, дед. —Я добровольно пришел на фронт, не стоит беспокоиться. Укажите мне мою позицию, снисхождений не прошу, буду служить как все.
Ещё в первый день войны Почётный член АН СССР, директор института им. Лесгафта Н. А. Морозов написал заявление об отправке его в действующую часть, чтобы громить немецко-фашистских захватчиков.
В 1939 году академик закончил школу «Осоавиахим». Далее не прекращал упражнений в стрельбе до самой войны.
Напор ученого человека военкомат не мог выдержать и послал его на ближайший участок фронта. Но было поставлено условие – служебная командировка рассчитана на 1 месяц.
Старик держался бодро, уверенно осматривал позиции и выбрал свое стрелковое гнездо. Он долго выжидал удачного случая и уложил свою первую жертву – фашистского офицера.
Сын помещика и простой крестьянки (!), потомственный дворянин Н. Морозов оказался настойчивым «горячим парнем». После гимназии, где он недоучился из-за вольных мыслей, его приняли в запрещенную организацию народовольцев. Он принимал участие в подготовке покушения на царя Александра II.
Отсидел отсидки в тюрьме более 25 лет, будущий ученый взялся за изучение наук, которые он начал постигать еще в ссылке. Он преуспел в знании языков, изучал основополагающие науки, занимался естествознанием и политикой.
В тюрьме Морозов тяжело заболел, но сумел излечиться собственной методикой оздоровления. В общей сложности он провел в царских застенках более 30 долгих лет.
После Октябрьской революции ученый активно участвовал в политической жизни страны, не боялся критиковать труды Ильича. Но ему прощалось вольнодумство в связи с его заслугами в Академии наук. Его не тронули и репрессии Сталина.
Слух об удивительном старике разнесся по всей Красной Армии. На него приезжали взглянуть бойцы из соседних воинских частей.
Академик был очень сердит — ему воевать надо, а из него вдруг звезду делают. Воевал он отважно. Выверенно и без спешки изучив траекторию полёта пули в условиях влажности (как и положено физику), Николай Морозов метким выстрелом сразил ещё несколько фашистских солдат. Окончательно взбешённые немцы начали охоту за удалым ученым, непрерывно обстреливая все возможные укрытия дедушки-снайпера.
После этого командование, несмотря на протесты Морозова, отозвало академика с Волховского фронта в тыл, призывая его сосредоточиться на научной работе. Старый ученый ещё несколько месяцев негодовал и требовал опять позволить ему воевать на передовой рядовым снайпером, но после поостыл.
В 1944 г. он удостоился ордена Ленина и медали «За оборону Ленинграда». Второй орден Ленина украсил его грудь в 1945 г. В памяти народа Морозов навсегда останется Героем и самым старым участником ВОВ.
Материалы по теме:
Халхин-Гол — место, где русское войско одержало победу над японцами
Почему письма с фронта складывались в треугольники?
Понравился материал? Ставьте "палец вверх" и подпишитесь на канал - это очень поможет развитию нашего проекта.
С уважением, автор канала Исторические точности Елена Андреева