Когда-то ни одно шумное застолье не обходилось без плясовой песни про «камаринского мужика», отказывавшегося «барину служить». Мало кто помнит, что речь в куплетах идёт о жителях Комарицкой (Камаринской) волости – этот очаг русского бунтарства и свободомыслия доставлял немало хлопот властям вплоть до XX века.
«Комаринские мужики»
Комарицкой волостью с XVI века называли земли по реке Неруссе, расположенные на юго-востоке нынешней Брянской области и в сопредельных районах Орловской и Курской областей. По мнению исследователя русского фольклора, Тимофея Мартемьянова, название волости восходит к многочисленным в этих местах «каморникам» — одиноким бессемейным мужчинам, которые жили в чужих избах («ютились в каморках»).
По другой версии, название было дано ещё поляками, и происходит от латинского слова commarca, что означает «граница, предел». В XV веке окраинными землями Речи Посполитой владели лично польские короли. Когда же волость отошла к России, она стала дворцовым владением царя, которое официально именовалось Севским уездом.
Европейские путешественники описывали Комарицкую волость как большую и многолюдную (117 сел), богатую хлебом, коноплей, льном, мёдом и воском. Неудивительно, что при случае «комарицкие мужики» были готовы отстаивать свое благосостояние с оружием в руках, тем более, что среди них было много служивших в царской армии.
Смута
В эпоху Смутного времени через Комарицкую волость проходили пути на столицу Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, и местные жители безропотно присягали самозванцам. «Комарицкие мужики» сыграли важную историческую роль, поддержав сначала атамана Хлопка Косолапа, а затем казака Ивана Болотникова, поднявшего мятеж против последнего царя из династии Рюриковичей.
«Комарицкая волость выступает как один из основных и главных центров восстания Болотникова. «Комарицкие волости мужики», «комаричи», «Комарицкая волость» наряду с путивльцами и рылянами, называются источниками в первом же перечне «заворовавших» и «изменивших» Василию Шуйскому городов», — отмечал советский историк Иван Смирнов.
Волость предоставила Болотникову не только людей, но и хлеб, и деньги для похода на столицу, однако в итоге мятежные крестьяне и холопы были разбиты.
Локотское самоуправление
При царях династии Романовых сохранялся преимущественно крестьянский облик Комарицкой волости. Крупных помещичьих владений здесь практически не было – можно вспомнить разве что имение бывшего молдавского князя Дмитрия Кантемира, которому Петр I выделил тысячу дворов из своих коронных земель.
Не знавшие крепостного права комаричане жили спокойно и богато больше 300 лет, пользуясь постоянным вниманием членов царской семьи (в поселке Локоть перед революцией находилось имение великого князя Михаила Александровича). К большевикам местные крестьяне отнеслись враждебно – обещанная земля у них уже была.
После начала Великой Отечественной войны в Комарицкую волость стали возвращаться бывшие раскулаченные. Как только советские органы власти эвакуировались, «кулаки» захватили власть в свои руки. Колхозы были упразднены, их имущество распределили между прежними владельцами. Пришедшие немцы лишь утвердили выдвинутого сельскими старостами губернатора Константина Воскобойника. В пределах образованной «Локотской республики» жило полмиллиона человек. В 1943 году здесь была создана Русская освободительная народная армия численностью 20 тысяч бойцов. Накануне приближения Красной Армии многие местные жители ушли на запад вместе с РОНА. Некоторое время комаричане пытались сохранить «республику» уже в белорусском Лепеле, но затем были рассеяны вместе с другими беженцами. Послевоенная «зачистка», устроенная НКВД в Локте и его окрестностях, поставила крест на традициях комарицкого свободолюбия, хотя отдельные столкновения местных жителей с коммунистами продолжались до 1951 года. В настоящее время историческое название волости носит Комаричский район Брянской области с центром в посёлке Комаричи. Здесь установлена деревянная статуя пляшущего «камаринского мужика».