Taeniidae является одним из наиболее изученных семейств сестодов по причине его всемирного распространения, распространенности среди домашних животных, экономических последствий и огромной важности для здоровья населения. Все таениды используют млекопитающих как в качестве окончательных, так и в качестве промежуточных хозяев, имеющих сложный жизненный цикл. Для некоторых видов Taeniidae, в основном имеющих зоонозный потенциал, детально изучен жизненный цикл и спектр хозяев. Однако некоторые виды остаются малоизвестными, а их реальный спектр хозяев в значительной степени не исследован. Люди являются тупиковыми хозяевами личиночных цестодов в силу экологических факторов и их положения в пищевой цепи. Однако нечеловеческие приматы могут служить настоящими промежуточными хозяевами, поскольку на них часто охотятся крупные хищники. Понимание роли приматов в жизненном цикле различных видов Taenia может пролить свет на их экологию и способствовать пониманию важности их зоонозов и общественного здоровья.
https://animalreader.ru/babuinyi-i-ih-vzaimootnosheniya-v-stade.html
Некоторые виды семейства Taeniidae имеют моноцистозные полицефалические личинки, известные как личинки коенурусного типа и вызывающие заболевание "коэнуроз". Наиболее часто упоминаются зоонозные мультитипы Taenia и T. serialis. Однако достоверная морфологическая дифференциация между T. serialis и T. multiceps возможна только на взрослых стадиях, собранных из кишечника определенных хозяев. Хотя для дифференциации личинок была предложена длина звездчатого крючка, в настоящее время считается, что такие критерии не являются надежными для дифференциации T. serialis от T. multiceps. Многие авторы приписывали личинок коенурусов видам на основании местонахождения хозяина и/или анатомического местоположения, однако эти критерии не являются последовательными. Следовательно, большинство сообщений о личинках типа коэнурус у различных хозяев не могут быть достоверно отнесены к данному виду только при использовании молекулярных инструментов.
Материалы и методы
В марте 2017 года в единственный центр спасения приматов в Бенине был доставлен молодой оливковый бабуин с многочисленными опуханиями подкожной клетки неизвестной этиологии. Опухоли были заметны и ощутимы через кожу и располагались в различных частях тела. Опухоли развивались, пока бабуин содержался в неволе в частном саду, где бродячие собаки постоянно находились в одном и том же помещении.
После двух хирургических операций, проведенных восемь месяцев и десять месяцев после прибытия в центр, из подкожной и межмышечной тканей были удалены несколько кистообразных структур. Некоторые из них анализировались под микроскопом непосредственно после операции, а остальные помещались либо в 10% формалина, либо в абсолютный этанол.
Молекулярная характеристика проводилась методом ПЦР-амплификации и секвенирования региона ядерной рДНК ITS-2 и фрагмента митохондриального гена 12S рДНК с использованием ранее опубликованных праймеров и протоколов.
Последовательности гена 12S s рДНК цестодов с личинками типа коэнурус были загружены из GenBank и выровнены с помощью программы Mega X. Для филогенетического анализа был включен 21 последовательность, а дерево построено с использованием метода максимальной вероятности и общей обратимой модели времени. Поддержка кладов оценивалась путем ресэмплирования бутстрапом. Корень дерева был выкорчеван с помощью гранул эхинококка в качестве аутгруппы.
Результаты: Презентация кейса
По прибытии в спасательный центр в марте 2017 г. по всему телу молодого бабуина наблюдалось пятнадцать частично подвижных масс переменного размера. Опухоли наблюдались в основном в брюшной и грудной полостях живота. Общее состояние животного в остальном было нормальным, никаких других клинических симптомов не наблюдалось. Бабуин содержался под наблюдением в спасательном центре, сначала в карантине, изолированном от других бабуинов, а затем с другими несовершеннолетними, поскольку казалось, что он не был непосредственно заразным. Размер и количество ощутимых опухолей увеличилось, и, как следствие, спустя 8 месяцев после прибытия бабуина в центр, решение о проведении разведочной операции было принято ветеринарным врачом. В соответствии с протоколом анестезии в декабре 2017 года была проведена операция, в результате которой были удалены пять кистообразных структур.
Большинство кист располагалось в межмышечной соединительной ткани. Лишь одна киста находилась непосредственно в подкожной клетчатке. Кисты представляли собой структуры, похожие на мочевой пузырь, с прозрачной или полупрозрачной мембраной, с прозрачной жидкостью и множеством мелких белых структур. Бабуину была сделана вторая операция в феврале 2018, когда были удалены еще семь кист, с аналогичным местоположением и морфологией. Три оставшиеся кисты, которые можно было прощупать, не были удалены из-за их местонахождения и необходимости сложной хирургической операции. Эти три кисты не продолжали расти или рассасываться в течение последующих месяцев. Никакие другие бабуины в центре не представили подобных клинических результатов.