Немного разбавлю милитаристскую тему. Хотел автомобильные музеи оставить на закуску, но тема, благодаря выходу фильма Ford v Ferrari, хайповая, так что пусть будет. Тем более, что хронологически Ле Ман у меня случился как раз после Сомюра - заскочил туда по дороге на Париж и Ле Бурже.
На парковке встретил хтонический швейцарский сайдкар на базе старенького Moto Guzzi. Стало даже немного завидно. Вот это (по крайней мере внешне) реальный тру, даже стыдно стало парковать рядом свой блестящий гламурный КТМ. Обязательно надо воплотить идею с объездом Африки, буду тогда тоже авторитетным мототуристом... :))
Для начала немножко матчасти. "24 часа Ле Мана" - старейшая гонка на выносливость, проводящаяся с 1923 года на гоночной трассе "Сартэ". Конфигурация гонки несколько раз менялась, сейчас трасса, включающая в себя участки дорог общего пользования (перекрываются на время проведения гонки) выглядит так:
К гонке допускаются 2-местные автомобили, что подразумевает ориентированность на серийные модели. В теории. На практике второго сидения давно не требуется, хотя место под его установку должно быть. Гоночный экипаж состоит из нескольких гонщиков, которые сменяют друг друга за рулем. Изначально ограничений никаких не было, и отдельные особо упоротые личности ехали гонку в одно лицо. Причем Пьер Левег за рулем Talbot-Lago T26 продержался в гонке 1952 года 22 часа и лидировал с отрывом в 4 круга, пока не сошел из-за ошибки с переключением передач, сломав тягу рычага КПП. А на следующий год финишировал, но лишь 8-м. Кстати, Левег оставил в лемановской истории еще и печальный след, став участником самой страшной аварии. Уже будучи гонщиком заводской команды Mercedes-Benz, он шел вторым на 300 SLR вплотную за Jaguar D-Type Майка Хоторна. В конце 35-го круга Хоторн резко свернул в боксы, подрезав Austin-Healey 100S отстающего на несколько кругов Ланса Маклина. Тот вильнул в сторону, столкнулся с Левегом, Мерседес подбросило и перекинуло через ограждение трассы на трибуну, где он развалился на части, а потом взорвался. Погибло в общей сложности 83 человека, включая, естественно, самого Левега...
Но таких отмороженных крепышей было исчезающе мало, и большинство команд ставило на каждую машину по 2 пилота. В 80-е, когда машины стали крайне быстры, а нагрузки запредельны, ведущие команды стали переходить на "трехпилотные" экипажи, а к концу десятилетия это было закреплено в правилах. В 90-е добавились еще некоторые ограничения, и по состоянию на сейчас пилот не может проводить за рулем более 14 часов, из них - не более 4 часов подряд.
Расписание гонки также периодически менялось. Сейчас она проводится во второй уик-энд июня, стартуя в 15.00 субботы и финишируя, соответственно, в 15.00 воскресенья. Побеждает машина, завершившая за 24 часа самое большое количество кругов. До 1970 года старт гонки давался с места, причем пилоты, построившись на противоположной обочине, должны были добежать до машин, сесть за руль, без посторонней помощи завести мотор и только тогда стартовать. Победителем объявлялся экипаж, прошедший максимальное расстояние. В 1970 году гонщики из соображений безопасности стартовали с места уже сидя в машинах и пристегнувшись, а с 71-го гонка перешла на старт с хода.
На входе, практически в фойе, небольшая подборка мотоциклов. Для них в Ле Мане на сокращенной 4,42-километровой версии кольца, называемой "Bugatti Circuit", проводится отдельная суточная гонка "Bol d'Or".
BMW R11
1933 год, объем 750сс, мощность 18 л.с., максимальная скорость 100 км/ч. Родоначальник линейки 2-цилиндровых оппозитов BMW, которая живет, здравствует и является мировым бестселлером до сих пор. Потомки сего агрегата выиграли 2 "Бол д'Ора" - в 1948 (Жак Ленгле) и 1960 (Рене Машеро/Рене Вассёр) годах.
Norton Manx
1954, 500сс, 55 л.с., 180 км/ч. Один из самых успешных гоночных аппаратов в истории мирового мотоциклоделания, выпускавшийся с 1946 по 1962 год, а разработанный фактически аж в 1937. Разные его версии выиграли 8 гонок на "Кольце Бугатти" - в 1947, 1949, 1950, 1951, 1953 (все победы - Густав Лефевр), 1956 (Густав Лефевр/Жорж Бриан), 1957 (Густав Лефевр/Жорж Бриан) и 1959 (Жан-Клод Баргеци/Жорж Бриан) годах. Первый мотоцикл с маятниковой задней подвеской, ставшей с тех пор практически безальтернативным эталоном.
Japauto-Honda 950 Bol d'Or
Победитель 1972 года (экипаж - Жерар Деброк/Роже Руиз, пройденное расстояние - 2896 км, средняя скорость 120,48 км/ч), 969сс, 83 л.с., 220 км/ч
Honda 1000RCB
Победитель 1978 (Кристиан Леон/Жан-Клод Шемари, 3189 км, 132,88 км/ч), 996сс, 135 л.с., 260 км/ч
Крайние справа - Honda CBR1000RR, победитель 2006 (3415 км, 142,152 км/ч), 999сс, 195 л.с., 305 км/ч и Suzuki GSX-R1000 SERT, победитель 2008 (3222 км, 134 км/ч), 1000сс, 193 л.с., 300 км/ч
Мотоциклов там еще прилично, но чемпионских больше нет, так что переходим к машинам. Открывает экспозицию, как и во многих автомузеях по всему миру, реплика первого автомобиля, официально признанного таковым
Benz Patent Motorwagen
1886, 954сс, 1 л.с., 15 км/ч
Большой кусок экспозиции посвящен изделиям местного лемановского производителя - семьи Болье.
Leon Bollee Trycycle
1896, 650сс, 4 л.с., 35 км/ч
Amedee Bollee Type D Runabout
1899, 3150сс, 12 л.с., 40 км/ч
Amedee Bollee Type D Limousine
1901, 3150cc, 12 л.с., 40 км/ч
Amedee Bollee Type F Runabout
1912, 6333сс, 30 л.с., 75 км/ч
Amedee Bollee Type F Torpedo
1912, 6333сс, 30 л.с., 70 км/ч
Leon Bollee Type G1 Torpedo
1912, 2381сс, 24 л.с., 60 км/ч
Amedee Bollee Type F Berline
1913, 6333сс, 30 л.с., 65 км/ч. Любопытная повозка с кожаным кузовом работы ателье Delaroche et Turquet
Далее представлено еще некоторое количество "гражданских" автомобилей, некоторые из которых уникальны.
Henri Vallee Vis a vis
1897, 3143сс, 4 л.с., 25 км/ч
Panhard et Levassor Type A2 Phaeton
1900, 1653сс, 4 л.с., 30 км/ч
Corre Type H Sport
1907, 2543сс, 12 л.с., 80 км/ч
Rolls Royce Silver Ghost Muhlbacher Coupe
1919, 7431сс, 45 л.с., 90 км/ч
Packard 626 Spider
1929, 5231cc, 90 л.с., 90 км/ч
Voisin C14 Chartreuse
1929, 2326cc, 50 л.с., 100 км/ч
Simca Cinq
1935, 568cc, 13 л.с., 85 км/ч. Лицензионная французская копия 500-го Фиата
Delahaye 135 Chapron
1936, 3577сс, 110 л.с., 150 км/ч
Ford DeLuxe Station Wagon Woody
1939, 3622сс, 60 л.с., 110 км/ч
CGE Tudor
1942, 4 л.с., 58 км/ч. Рекордный электромобиль, проехавший на одной зарядке из Парижа в Тур со средней скоростью 42 км/ч
Tatra Tatraplan T600
1951, 1952сс, 52 л.с., 130 км/ч
Socema Gregoire
1952, 100 л.с., 200 км/ч. Прототип с турбинной силовой установкой.
Renault KY Pompiers
1923. Пожарная машина, обеспечивавшая безопасность на лемановских гонках в 20-е годы.
Citroen HY Marchal
1964. Рекламный вэн электротехнической компании Marchal (ныне - Valeo).
Delahaye Type 85 Citerne
1924, один из стандартных заправщиков ранних гонок.
Дальше, за огромным макетом трассы, начинается уже царство гоночных болидов.
Chenard et Walcker U3-15 CV Torpedo Sport
Победитель самой первой суточной гонки 1923 года (экипаж - Андре Лагаш/Рене Леонар, пройденное расстояние - 2209 км, средняя скорость - 92,06 км/ч), cтрана постройки - Франция, двигатель - L4, рабочий объем - 2978сс, мощность - 100 л.с., максимальная скорость - 150 км/ч
Vinot Deguingard Torpedo BP10HP
26 место в 1923 году (1329 км, 55,38 км/ч), Франция, L4, 1847сс, 50 л.с, 90 км/ч
Bentley 3 Litre Sport
Победитель 1924 (2077 км), Великобритания, L4, 2996сс, 70 л.с., 136 км/ч
Lorraine-Dietrich B3-6 Sport
3/1925 (2149 км, 89,562 км/ч), Франция, L6, 3446сс, 110 л.с., 155 км/ч
Chenard et Walcker Tank Z1 Special
10/1925 (1882 км, 78,4 км/ч), Франция, H4, 1095сс, 44 л.с., 152 км/ч. Первый построенный специально для "24 часов Ле Мана" прототип, победитель в классе до 1100сс.
Salmson VAL GSS Sport
2/1927 (2002 км, 83,4 км/ч), 10/1928 (2208 км, 92 км/ч), Франция, L4, 1094сс, 45 л.с., 145 км/ч
Tracta Gephi Type A
16/1928 (1905 км, 79,381 км/ч), Франция, L4, 1000сс, 40 л.с., 135 км/ч. Первая участвовавшая в "24 часах Ле Мана" переднеприводная машина.
Bugatti Type 40
7/1930 (2165 км, 90,21 км/ч), Франция, L4, 1496сс, 40 л.с., 120 км/ч. Примечательна тем, что на ней ехал женский экипаж.
Aston Martin International 1930
5/1931 (2287 км, 95,316 км/ч), Великобритания, L4, 1496сс, 70 л.с., 137 км/ч
Lagonda M45R Rapide
Победитель 1935 (Джонни Хиндмарш/Луис Фонтес, 3006 км, 125,28 км/ч), Великобритания, L6, 4451сс, 140 л.с., 163 км/ч
Singer Nine
22/1935 (2157 км, 89,89 км/ч), Великобритания, L4, 972сс, 38 л.с., 117 км/ч
Peugeot Darl'mat Type 302DS
5/1938, Франция, L4, 1991сс, 70 л.с., 130 км/ч
Интересно, кто у кого подсмотрел дизайн - Пежо у БМВ или БМВ у Пежо? Уж больно сей болид поход на легендарный BMW-328...
Simca Gordini Cinq
19/1939 (1999 км, 83,3 км/ч), Франция, L2, 598сс, 30 л.с., 110 км/ч
D.B. Tank
Участник гонки 1949 года (сошел после 19-ти часов), Франция, L4, 1490сс, 50 л.с., 150 км/ч
Renault 4CV
1950 (17 часов, авария), Франция, L4, 747сс, 23 л.с., 110 км/ч
D.B. Panhard Barquette Antem
29/1951 (2422 км, 100,95 км/ч), Франция, H2, 745сс, 40 л.с., 145 км/ч
D.B. HBR Conduite Centrale
10/1954 (3232 км, 136,5 км/ч), Франция, Н2, 745сс, 65 л.с., 170 км/ч
Lotus XI Le Mans
7/1956 (3397 км, 141,57 км/ч), Великобритания, L4, 1098сс, 85 л.с., 204 км/ч. Победитель в классе 750-1100сс.
D.B. Panhard HBR4 Barquette
9/1959 (3485 км, 145,22 км/ч), Франция, Н2, 744сс, 60 л.с., 190 км/ч
Lotus XIV Elite
13/1961 (3590 км, 149,60 км/ч), Великобритания, L4, 1216сс, 72 л.с., 180 км/ч
Rene Bonnet Djet
17/1962 (3421 км, 142,56 км/ч), Франция, L4, 996сс, 90 л.с., 210 км/ч. Победитель в классе 850-1000сс.
Rene Bonnet Aerodjet
1964 (сошел после 18 часов), Франция, L4, 1150сс, 108 л.с., 220 км/ч
Ford GT40
Кинозвезда. Победитель 1966 (Брюс МакЛарен/Крис Эймон, 4843 км), 1967 (Дэн Герни/Эй-Джей Фойт, 5232 км), 1968 (Педро Родригес/Люсьен Бьянки, 4452 км) и 1969 (Жаки Икс/Джеки Оливер, 4997 км), Великобритания/США, V8, 4181/4737/4942/6997cc, 335-485 л.с., до 290 км/ч
Marcos Mini
1967 (сошел после 13 кругов), Великобритания, L4, 1293сс, 76 л.с., 241 км/ч
C.D. Peugeot SP66
1967 (сошел после 9 часов), Франция, L4, 1149сс, 108 л.с., 235 км/ч
Chevrolet Corvette C3
8/1970 (3852 км), 12/1973 (4138 км, 172,43 км/ч), 18/1974 (3461 км, 144,224 км/ч), сошел в 1971, 1972 и 1975, США, V8, 6988сс, 450 л.с., 330 км/ч
Matra Simca MS670
Победитель 1972 (Анри Пескароло/Грэм Хилл, 4691 км), 1973 (Анри Пескароло/Жерар Лярусс, 4853 км) и 1974 (Анри Пескароло/Жерар Лярусс, 4606 км), Франция, V12, 2993сс, 490 л.с., 350 км/ч. На этом прототипе 3-литровой Группы 5 Пескароло стал одним из 7 пилотов, кому удалось выиграть 3 суточные гонки в Ле Мане подряд. Круче только Том Кристенсен с серией в 6 побед. Правда, добыты они уже в 2000-е годы, когда о прежней конкуренции давно приходилось только мечтать. Кстати, Пескароло одержал 4-ю победу в 1984 году на Porsche 962. Таких чемпионов-долгожителей, 13 лет от первой до последней победы, в истории "24 часов Ле Мана" больше не было.
Alpine Renault A441
1975 (сошел после 8 часов), Франция, V6, 1997сс, 285 л.с., 320 км/ч
Inaltera GR6 Rondeau
11/1977 (3815 км, 158,970 км/ч), Франция, V8, 2993сс, 460 л.с., 330 км/ч. Первая машина конструкции Жана Рондо, который спустя несколько лет войдет в историю, выиграв лемановский марафон на собственном болиде.
Renault Alpine A442
Победитель 1978 (Жан-Пьер Жоссо/Дидье Пирони, 5044 км), V4 Turbo, 1997сс, 490 л.с., 349 км/ч. Экземпляр на фото в той же гонке занял 3-е место (Гай Фрекелен/Жан Раньотти, 4894 км, 203,93 км/ч)
Cougar Courage C01 Grand-mere
1982 (сошел после 13 часов), Франция, V8, 3299сс, 500 л.с., 330 км/ч. Реализованная мечта Ива Куража, мечтавшего после нескольких лет выступлений за Porsche, Chevron и Lola сесть за руль собственного болида.
Rondeau M379
Победитель 1980 (Жан Рондо/Жан-Пьер Жоссо, 4608 км, 192 км/ч), Франция, V8, 2993сс, 480 л.с., 340 км/ч. Первый и последний раз, когда гонщик выиграл "24 часа Ле Мана" в составе собственной команды на машине собственной конструкции.
Rondeau M379C
2 и 3/1981, 10/1982, Франция, V8, 3300сс, 500 л.с., 340 км/ч
Rondeau M382
15/1982, 19/1983, Франция, V8, 3300сс, 500 л.с., 345 км/ч. Последняя попытка Жана Рондо удержаться наверху после великой победы 1980 года. В мир гонок на выносливость уже ворвался могучий и непобедимый Porsche 956, а двигатели Ford Cosworth V8, которые Рондо ставил на свои прототипы, все сильнее проигрывали конкурентам (то же самое, кстати, происходило параллельно и в Формуле-1). На разработку эффективного шасси с входящим в моду граун-эффектом денег у маленькой частной "конюшни" тоже не хватало. В 1984 году Рондо сдался и пошел гоняться за Porsche, которому в 1981-м проиграл совсем чуть-чуть.
Cougar Courage C01 Grand-mere
1982 (сошел после 13 часов), Франция, V8, 3299сс, 500 л.с., 330 км/ч. Успех Рондо мотивировал многих гонщиков на создание собственных команд и собственных машин. Одним из них был Ив Кураж, севший за руль болида Кураж после нескольких лет выступлений за Porsche, Chevron и Lola...
Jaguar XJR9
Победитель 1988 (Ян Ламмерс/Джонни Дамфриз/Энди Уоллас, 5319 км, 221,6 км/ч), Великобритания, V12, 7000сс, 700 л.с., 390 км/ч
Peugeot 905
Макет первой версии прототипа 1990 года.
Получившийся в результате 905 Evo выиграет гонки 1992 (Дерек Уорвик/Янник Дальма/Марк Бланделл, 4787 км) и 1993 (Джефф Брэбэм/Кристоф Бушю/Эрик Элари, 5100 км) годов.
Mazda 787B
Победитель 1991 (Фолькер Вайдлер/Джонни Херберт/Бертран Гашо, 4922 км, 205,33 км/ч), Япония, Wankel, 4708сс, 600 л.с., 350 км/ч. Первая победа в Ле Мане японской марки и единственный прототип-победитель, оснащенный роторным двигателем.
Toyota 94CV
2/1994 (4657 км, 194,48 км/ч), Япония, V8 Turbo, 3576сс, 600 л.с., 330 км/ч
Panoz Esperante GTR-1
США, V8, 5300сс. Несколько раз принимал участие в марафонах 1997-99 годов с разными версиями фордовских моторов от стандартного 4,6 до кастомного 6,0. Обычно либо не мог финишировать, либо вообще не проходил квалификацию, однако в 1998 году, когда новый регламент оставил за бортом все несерийные машины, смог приехать на 7-е место.
Courage C52 Nissan
6/1999 (4646 км, 193,58 км/ч), Франция, V8 Turbo, 3495сс, 600 л.с., 345 км/ч
Cadillac Northstar LMP900
15/2001 (3673 км, 152 км/ч), США, V8 Turbo, 4000сс, 590 л.с., 340 км/ч. Попытка Кадиллака вернуться в гонки на выносливость, вылившаяся в фейл такой эпичности, что даже рассказывать о нем не хочется :))
Audi R8 FSI
Победитель 2002 (Франк Биела/Том Кристенсен/Эммануэль Пирро, 5118 км, 213,28 км/ч), Германия, V8 Turbo, 3595сс, 610 л.с., 360 км/ч. Первый из многочисленных прототипов Audi, которые доминировали в Ле Мане с 2000 по 2014 год настолько прочно, что совершенно убили интерес к гонкам на выносливость. Примерно так же, как Шумахер и Ferrari сделали с Формулой-1. Интерес этот FIA не может возродить до сих пор...
Bentley Speed 8
Победитель 2003 (Том Кристенсен/Ринальдо Капелло/Гай Смит, 5146 км), Великобритания/Германия, V8 Turbo, 3595сс, 610 л.с., 360 км/ч. Руководство концерна VAG из маркетинговых соображений подарило своему лакшери-подразделению Bentley возможность стряхнуть седину с мудей и после 72-летнего перерыва выиграть "24 часа Ле Мана", выдав им чемпионский Audi R8 и заводских гонщиков. Машину, конечно, переделали. Но не сильно, скорее для соблюдения внешний приличий.
Courage Pescarolo C60 Peugeot
8/2003 (4853 км, 202,24 км/ч), V6 Turbo, 3199сс, 620 л.с., 345 км/ч.
Audi R10 TDI
Победитель 2008 (Том Кристенсен/Алан МакНиш/Ринальдо Капелло, 5192 км, 216,36 км/ч), Германия, V12 Turbodiesel, 5499сс, 650 л.с., 365 км/ч. Провозвестник "дизельной эры" в гонках на выносливость.
Peugeot 908 HDI FAP
Победитель 2009 (Дэвид Брэбэм/Марк Жене/Александр Вурц, 5206 км, 216,016 км/ч), Франция, V12 Turbodiesel, 5500сс, 700 л.с., 347 км/ч
Audi E-tron Quattro R18H
Победитель 2013 (Алан МакНиш/Том Кристенсен/ Лойк Дюваль, 4687 км, 195,3 км/ч), Германия, V6 Turbodiesel Hybrid, 490+203 л.с., 327 км/ч. Представитель очередной эры - "гибридной".
Nissan GT-R LM Nismo
2015 (сошел после 23 часов), Япония, V6 KERS, 3000сс, 550 л.с., 335 км/ч. Экзотический переднемоторный прототип на агрегатах GT-R.
Самой успешной марке в истории Ле Мана, одержавшей 19 побед в одном только общем зачете, в том числе 7 подряд, выделен отдельный небольшой зал.
Porsche 904 GTS
H6, 1991сс, 200 л.с., 257 км/ч. Первый гоночный прототип Порше с фиберглассовым кузовом. В 1964 году массированный штутгартский десант занял 7, 8, 10, 11 и 12 места, пропустив вперед только несколько радикально более мощных Ferrari и одну столь же могучую Shelby Cobra Daytona Coupe. Еще 4 машины не финишировали либо не прошли квалификацию. В гонке 1965 года 904-е выступили еще лучше, обогнав Кобру и едва не дотянувшись до подиума - 4 и 5 места. Правда, прирост скорости был достигнут за счет надежности - не финишировавших и не прошедших квалификацию машин на этот раз оказалось аж 7 штук.
Porsche 907
H8, 2196сс, 270 л.с., 290 км/ч. Еще один малолитражный прототип, попортивший немало крови в 2-3 раза более мощным соперникам. В дебютном 1968 году занял 2-е место, уступив единственному добравшемуся до финиша Ford GT40. Позади остались как Ferrari, так и Alfa Romeo с Alpine, выставлявшие тогда в гонках на выносливость мощные заводские команды.
В дальнейшем машина претерпела модернизацию, превратившись в еще более успешный 3-литровый 908. В 1969 он также взял 2-е место, и снова позади Форда, а в 1970 и 1971 проигрывал только более мощным старшим братьям "абсолютного" класса Porsche 917. В марафоне 1972 года, в котором прототипы объемом более 3 литров оказались под запретом, Porsche 908 имели реальный шанс на победу, но Matra-Simca подготовила блестящий MS670, который и выиграл гонку. Подробнее расскажу в статье про музей Porsche, в котором я тоже побывал спустя буквально несколько дней.
Porsche 917 LH
Победитель 1970 (Ханс Херрманн/Ричард Эттвуд, 4607 км) и 1971 (Хельмут Марко/Гейс ван Леннел, 5335 км), H12, 4907сс, 520 л.с., 386 км/ч. Экземпляр на фото - так называемый "lang heck", "длинный хвост". Об играх Порше с аэродинамикой и вариантами кузовов, которых на одном и том же шасси могло быть over дохрена, подробнее расскажу также в "серии" про заводской музей.
Porsche 962C
H6 Turbo, 2994сс, 650 л.с., 390 км/ч. Представитель мегауспешного семейства прототипов 956/962, одержавшего 6 побед в лемановских марафонах подряд в 1982-87 годах.
Porsche 919 Hybrid
Победитель 2015 (Нико Хюлькенберг/Эрл Бамбер/Ник Тэнди, 5383 км), 2016 (Ромен Дюма/Нил Яни/Марк Либ, 5233 км) и 2017 (Брендон Хартли/Эрл Бамбер/Тимо Бернхард, 5009 км), V4 Turbo Hybrid, 2000сс, 500+400 л.с., 345 км/ч. Самый "свежий" автомобиль в коллекции музея, после него марафоны 2018 и 2019 выигрывала Toyota TS050 Hybrid.
Ну и напоследок представитель самого массового семейства автомобилей, когда либо гонявшихся в Ле Мане - Porsche 911. В данном случае это GT3 RSR в 997-м кузове, приехавшая 25-й в гонке 2013 года.
Кстати, в уже упоминавшемся "переходном" марафоне 1998 года, когда регламент допустил на старт только "серийные" повозки класса GT, 911 даже стал победителем Ле Мана в общем зачете. Это был заводской экипаж Лорана Айелло, Алана МакНиша и Стефана Ортелли на GT1.
На этом про Ле Ман всё. Спасибо за внимание :))