Семья - основа всех основ, наша опора, поддержка. Именно из семьи мы черпаем силы, сюда возвращаемся, если плохо или, наоборот, хорошо. Каждое событие, происходящие в семье, так или иначе затрагивает всех её участников: бабушек, дедушек, мам, пап, братьев и сестёр.
Дети - самое младшее поколение. И в этой статье мне бы хотелось обсудить тему единственных детей в семье. Действительно ли им повезло, так как вся родительская любовь и внимание достаются только им? Или они рискуют вырасти эгоистами?
По своим психологическим характеристикам дети, у которых с братьями или сёстрами разница в возрасте составляет больше 7 лет, могут сравниться с единственными детьми в семье.
На формирование личности влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Конечно, очень многое закладывается ещё до рождения, но и наше ближайшее окружение оказывает огромное влияние на нас.
Действительно ли единственным детям повезло?
1. Единственные дети в семье имеют некоторые характерные черты, которые отличают их от тех, кто вырос в больших семьях, в окружении братьев и сестёр.
2. Единственный ребёнок в семье всегда окружен заботой и вниманием. Самая вкусная еда, самая красивая одежда, самые лучшие игрушки - всё ему. У него нет конкуренции, ему не нужно добиваться того, чтобы его заметили. Это всё есть у него уже сразу - по умолчанию.
3. Но от него ожидают очень многого. Разумеется, родители и вкладывают много: и времени, и денег, и сил. И при этом ожидания родителей от единственного чада очень высоки.
Родители ждут, что ребёнок будет круглым отличником, станет с радостью посещать все возможные и невозможные кружки, а трудности переходного возраста его и вовсе не коснутся. Часто всё происходит совсем не так: ребёнок под гнётом ответственности и родительских ожиданий, наоборот, учится довольно средне и не имеет особых амбиций, чтобы добиваться успехов.
Это так называемый "комплекс отличника" - родители стремятся видеть (и действительно в какой-то момент начинают видеть) идеальный образ, к которому предъявляются не в меру завышенные требования.
Ситуация часто осложняется тем, что родители очень много вкладывают в образование ребёнка, при этом совершенно забывая о важности эмоциональной составляющей - о семейных ценностях, об отношениях с противоположным полом.
И в итоге повзрослевшие девочки и мальчики абсолютно не понимают, как вести себя в дружеских и любовных отношениях, не имеют ни малейшего понимания того, что такое семья.
4. Часто единственные дети обладают такими чертами характера, как тонкость, мягкость, чувствительность. Они росли в отсутствии конкуренции со стороны братьев и сестёр, поэтому всегда ощущали себя не только единственными, но и самыми младшими, а о самых младших, как известно, всегда заботятся больше.
5. Другая противоположность - гипертрофированный эгоизм и эгоцентризм, которые появляются из-за того, что их просто "перелюбили" и "перебаловали".
6. С возрастом единственные дети могут начать сильно беспокоиться (иногда беспокойство может быть даже болезненным) по поводу своего здоровья и благополучия. Это связано с тем, что в семье ребёнок был окружён повышенным вниманием и заботой. И он привык, что буквально на каждую царапину родители бурно реагировали. Гиперчувствительность возникает из-за того, что все страхи и тревоги родителей сконцентрированы только на нём.
7. Единственным детям бывает трудно адаптироваться в коллективе. В особенности это касается тех, кого растили бабушки и няни. Попав а школу, ребёнок просто не понимает, как себя вести. Часто такие дети бывают тихонями. Проблемы с коммуникацией в дальнейшем могут проявляться в институте, и даже на работе в будущем. Разумеется, это не является прописной истиной и встречается не часто, однако, трудности в адаптации в социуме часто связывают именно с людьми, у которых не было братьев и сестёр.
8. Неоспоримым плюсом является то, что у единственных детей, как правило, очень крепкая эмоциональная связь с родителями, они поддерживают и заботятся друг от другу. И это правило действует в обе стороны.
Однако, несмотря на это многие единственные дети во взрослом возрасте испытывают сожаление из-за того, что у них не было братьев и сестёр, говоря, что часто чувствовали себя одинокими.
9. Ввиду отсутствия братьев и сестёр у детей дошкольного возраста могут появляться воображаемые друзья, с которыми они проводят время, играя и делясь впечатлениями.
10. Согласно исследованиям единственные дети бывают менее толерантны и не склонны идти на компромиссы. Они с детства привыкли получать то, чего хотят, и часто могут быть не очень гибкими в этом плане.
11. У них лучше развито творчество и воображение. Это связано с тем, что не имея рядом живого общения, дети вынуждены многое додумывать самостоятельно, придумывать и воображать.