Найти тему
Заметки о живописи

Тарас Гапоненко. На обед к матерям

Т. Г. Гапоненко. "На обед к матерям". (1935)
Т. Г. Гапоненко. "На обед к матерям". (1935)

В 1930-е годы XX века на смену революционной живописи пришел социалистический реализм.

Повседневность изображалась максимально правдиво в деталях, однако главенствующими в ней стали романтизация обликов главных героев и общая идеализация жизни...

В 1932 году, после появления постановления "О перестройке литературно-художественных организаций", живопись попала под контроль государства.

Появилась "официальная" линия искусства, а право художников на самовыражение было нарушено...

Не все смогли адаптироваться к новым жизненным реалиям.

Появилось множество новых художников.

И среди них – Тарас Гапоненко.

Возьмём, к примеру, его картину "На обед к матерям".

Перед нами – радостная сценка из крестьянской жизни.

Ясная солнечная погода.

Поле, пропитанное золотом свежеубранных хлебов...

Конец страды.

На поле приехала покрытая чистой белой простынью телега.

В ней, в этой телеге, привезли сюда грудничков – крохотных, еще не умеющих ходить...

Привезли специально для того, чтобы матери могли покормить их, не отрываясь от своей работы.

Художник показал нам всю радость встречи: растопырив крошечные ручонки, маленький человечек рвётся навстречу матери...

Спешит к нему и она.

Т. Гапоненко. "На обед к матерям". Фрагмент.
Т. Гапоненко. "На обед к матерям". Фрагмент.

Рядом мы видим и другие счастливые семьи: позади телеги мать в голубой рубахе ласково держит ребёнка на руках, на переднем плане мужчина (скорее всего, бригадир) поднял малыша высоко в воздух и любуется им...

Т. Гапоненко. "На обед к матерям". Фрагмент.
Т. Гапоненко. "На обед к матерям". Фрагмент.

Другие женщины, в белых косынках и с граблями в руках, обступили телегу, умиляются детям и радуются за своих напарниц...

Лишь одна работница стоит обособленно. Закинув грабли на плечо, она демонстративно отвернулась от радостно возбуждённых женщин.

Кажется, она даже осуждает их...

Вводя эту женщину в картину, художник предлагал советским зрителям героя-антагониста, глядя на которого, нельзя было не задуматься...

Нельзя было не осудить.

Т. Гапоненко. "На обед к матерям". Фрагмент.
Т. Гапоненко. "На обед к матерям". Фрагмент.

Однако было ли за что осуждать?..

И могла ли сцена воссоединения детей с матерями быть столь радостной, какой показал её нам художник?..

Ведь – только представьте – после того, как кормление заканчивалось, детей клали на телегу и везли под палящим солнцем обратно в избу, где размещались ясли для новорожденных.

И до позднего вечера дети оставались там, по сути, одни...

Приглядывать за ними оставляли одну пожилую женщину.

Стоит заметить, что отдавали детей в ясли уже в 2-3 месяца...

Как думаете, легко ли было воспитательнице с такой оравой кричащих ребятишек, не умеющих даже ходить?

Могла ли она полноценно ухаживать за каждым?..

Конечно же, нет.

Но тогда почему матери отдавали своих детей в подобные "ясли"?

И стоило ли им это делать?

Вопрос, заданный таким образом, в 1930-е годы не имел смысла.

Не имел, потому что так поступали все.

В ходе коллективизации, разом покончившей со старой деревней, были созданы колхозы.

Оплата в них производилась не в виде заработной платы, а палочками в трудовой книжке – так называемыми трудоднями, которые потом обменивались на продукты питания.

При этом, чтобы получить необходимое для жизни количество трудодней, колхозник должен был выработать норму.

И норма была отнюдь не маленькой, если учитывать, что все средства, которые удавалось "выжать" из деревни, шли на форсированное развитие промышленности.

Шло время первых "пятилеток"...

Трудодней, которые давали колхозникам, отчаянно не хватало.

Получить что-то сверх выработанной нормы было нельзя.

Держать подсобное хозяйство – тоже.

Кром того, в 1930-е годы колхозникам перестали выдавать паспорта, чтобы избежать их массового бегства в город.

Иными словами, человек оказывался запертым в колхозе, где ему волей-неволей приходилось вырабатывать норму, чтобы хоть как-то прокормиться.

Потому-то и отдавали матери своих детей в импровизированные "ясли".

Женщина не могла остаться со своим ребёнком, ей нужно было, как и мужчине – отцу семейства – вырабатывать план.

Разумеется, ни о каких пособиях по уходу за ребёнком речь не шла. Как и об оплачиваемом отпуске.

Впрочем, матерям давался кратковременный отдых до и после родов: всего около двух месяцев.

Зная все это, начинаешь по-другому смотреть на картину Тараса Гапоненко.

Написанная в 1935 году, в период расцвета романтического реализма, она была призвана показать нам социалистическую жизнь с ее наилучшей стороны.

Жизнь не реальную, но выдуманную. Мир светлый и праздничный.

При этом в тени оставалось многое из того, на что пролить свет было необходимо...

Уже в 1950-е годы подобные романтически окрашенные картины были подвергнуты острой критике.

Своей яркостью, красочностью они заслонили реальный быт постреволюционной деревни.

Жизнь крестьян выглядела в них не просто приукрашенной, но образцовой...

Такого не было – и не могло быть – в действительности.

P.S.: сведения о положении крестьян в социалистической деревне 1930-х годов я почерпнула большей частью из рассказов дедушки, чьи детство и юность пришлись на это нелёгкое время, а также из тех исторических документов, которые мне довелось изучать во время учёбы в университете.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Николай Рерих. Начало Руси

Виктор Васнецов. Витязи земли Русской