Два года назад многие россияне были шокированы, когда парламент значительно снизил наказания за насилие в семье. С тех пор женщины сопротивлялись - требовали нового законодательства, чтобы ограничить насильников, демонстрируя в поддержку трех сестер, которые взяли закон в свои руки, и находя новые способы решения устаревших взглядов на гендерные вопросы.
В светлый, серый день Маргарита Грачева забирает своих маленьких сыновей на детскую площадку. Они бегут вперед, затем прыгают на качели и катаются с горки. "Они довольно самостоятельны для своего возраста", - говорит она. "Они знают, что я не могу застегнуть их пуговицы или завязать шнурки, поэтому они научились делать это сами".
Утром 11 декабря 2017 года муж Маргариты, Дмитрий, предложил подвести ее на работу, но вместо этого он ехал в обратном направлении, в сторону леса. Он припарковал машину, вытащил ее с места, взял топор из ботинка и отрубил обе ее руки.
Затем он бросил ее в отделение скорой помощи их местной больницы в Серпухове, к югу от Москвы, перед тем как заехать в отделение полиции и признаться в своем преступлении.
Супруги познакомились в школе и начали встречаться после колледжа. Изначально они были счастливы, хотя муж был вспыльчив из-за банальных вещей, и поклялся, что убьет ее, если она когда-нибудь будет ему неверна.
Их отношения испортились, когда Маргарита начала работать в рекламном разделе Серпуховской газеты. Несмотря на ученую степень, Дмитрий мог найти работу только за рулем вилочного погрузчика, и он стал возмущаться ее карьерой и ревновать ее коллег-мужчин. Дома он все холоднее и изымался.
Когда Маргарита сказала, что считает, что они должны расстаться, он ее проигнорировал. Но когда она подала документы на развод, он был в ярости. Однажды ночью он напал на нее в их однокомнатной квартире, разбудив детей, которые увидели синяки на ее теле. В следующий раз, когда он угрожал ей ножом, она обратилась в полицию.
"Я написала заявление, и дежурный сказал, что они вернутся ко мне через 20 дней", - говорит Маргарита.
"Я указал, что к тому времени он вполне мог попытаться убить меня 20 раз".
Сотрудник бюро пояснил, что женщины часто обращаются с жалобами только для того, чтобы отозвать их позже, что просто завалило полицию документами. "В чем смысл участия?"
Через пять дней после того, как дело было прекращено из-за отсутствия доказательств, Дмитрий отрезал руки Маргарите.
Ее изуродованную левую руку извлекли из леса и пришили обратно в ходе девятичасовой операции. Краудфандинговая кампания собрала шесть миллионов рублей (73 тысячи фунтов стерлингов) за протез правой руки, который был установлен в Германии.
Хотя сейчас Маргарита опубликовала книгу о своем выздоровлении под названием "Счастливо без рук", она не хотела, чтобы с этого начиналась реклама.
"Но самое страшное, что для того, чтобы он получил более длительный тюремный срок, мне нужна была помощь СМИ".
Ее адвокаты сказали ей, что если она не попадет на национальное телевидение, то через три-пять лет Дмитрия выпустят из тюрьмы - крайне важно, чтобы они почувствовали давление со стороны общественного мнения. Маргарита приняла совет своих адвокатов, а Дмитрий в итоге получил 14-летний срок заключения.
Хотя ее он покалечил на всю жизнь, В России не ведется статистика смертей от насилия со стороны интимного партнера, но в МВД утверждают, что 40% тяжких и насильственных преступлений происходят внутри семьи. Самые консервативные оценки говорят о том, что бытовое насилие убивает сотни женщин в год.
Этот давний "кризис бытового насилия", как называют его участники кампании, помогает объяснить, почему два события вызвали протесты в городах по всей России. Одним из них стало принятое в 2017 году решение о понижении уровня бытового насилия с уголовного преступления до мисдиминора для лиц, впервые совершивших преступление, при условии, что пострадавший не нуждается в лечении в больнице. Другой была перспектива вынесения длительного тюремного заключения трем сестрам, арестованным за убийство своего оскорбленного отца в июле 2018 года.
Отец, Михаил Хачатурян - бизнесмен, который в 1990-е годы сделал себе имя, управляя охранными рэкетами, - в 2015 году выгнал жену из семейного дома под дулом пистолета, после чего начал фокусировать свою агрессию на девушках.
Поэтому однажды ночью, пока Халтурян засыпал в кресле в их доме в Алтуфьево, северном подмосковном городе, его старшая дочь Крестина в возрасте 19 лет, рассыпала перец ему на лицо. Тогда 17-летняя Мария ударила его охотничьим ножом, в то время как 18-летняя Ангелина ударила его по голове молотком.
"Они защищали себя, у них на самом деле не было выбора", - рассказывает мама.
Общественный резонанс привел к тому, что в ожидании суда их освободили из-под стражи. Петиция с призывом оправдать их собрала 300 тысяч подписей.
Одна из сторонников сестер - Мария Алёхина из Pussy Riot, самой известной в России панк-группы. Когда летом прошлого года она возглавила сбор средств, она рассказала о бытовом и сексуальном насилии как об "одной из самых важных проблем в России," но которая "всегда толкается под ковер."
Она добавила, что 80 из женщин-заключенных, с которыми она встречалась в течение 18 месяцев в колонии общего режима (за исполнение "панк-молитвы" в главном соборе Москвы), были женщинами, подвергавшимися домашним издевательствам, "пока они просто не могли больше этого принять".
Немногие российские политики считают борьбу с бытовыми злоупотреблениями приоритетной задачей. Оксана Пушкина - редкое исключение. Она была избрана в 2016 году членом собственной партии президента Владимира Путина "Единая Россия", но обращение с женщинами превратило ее в бунтаря. Сейчас она агитирует добиться отмены закона о декриминализации 2017 года, а для России впервые принять конкретный закон о бытовом насилии.
Юная рекламщица вспоминает, как ее собственная мама говорила ей мириться со всем, если она хочет мужа. "У нас здесь есть выражение:" если он тебя бьет - он тебя любит ", - говорит она. "Закрученная логика, да, но это все равно часть нашего менталитета".
По ее мнению, гендерный дисбаланс в стране - 79 миллионов женщин и всего 68 миллионов мужчин, уменьшает переговорный потенциал женщин в отношениях.
В начале этого года она и ее команда разработали компьютерную игру о вымышленной паре под названием Настя и Кирилл, а также об их токсичных отношениях.
Он кричит на нее и называет ее шлюхой за то, что она приготовила ему не тот ужин. На разных этапах в игре игроки должны выбирать, как должна реагировать Настя. Идея заключается в том, чтобы поставить себя в туфли жертвы и посмотреть, как очень мало вариантов побитых женщин на самом деле есть в сегодняшней России.
Настя пытается позвонить отцу за помощью, и полиции, которая не воспринимает её всерьёз. Игра основана на реальном случае, в котором была убита молодая женщина.
Еще одно нововведение, созданное молодым юристом Анной Ривиной, - сайт "Нет насилию", рассказывающий пострадавшим об их правах и о том, куда идти на помощь.
Команда молодых волонтеров Анны использует ловкие кампании в соцсетях, чтобы добраться до женщин по всей стране, в том числе видеоклипы известных российских мужчин, в которых говорится, что ударить женщин нехорошо.
Nasiliu.Net также открыл в Москве центр правовой и психологической поддержки. В отличие от финансируемого государством женского приюта, который открылся в городе пять лет назад, женщинам не нужно показывать паспорт или вид на жительство, чтобы претендовать на помощь.
Потом она рассказывает, что летом перед убийством Густятникова взяла Алёну на сельскую прогулку, якобы чтобы помириться после ссоры. По одинокой дорожке он бросил ее на землю и приставил нож к горлу. Алёна сообщила о нападении, но позже ее убедили отозвать заявление коллеги мужа.
"Он пришел и упал на колени и поцеловал наши ноги и попросил прощения и сказал, что больше никогда этого не сделает", - говорит Анна.
"Он сказал:" Я действительно люблю ее, я бы не стал поднимать против нее палец ". А через пять месяцев он убил ее.
"Я требую как мать убитой девочки, чтобы в законе произошли изменения. Я требую, чтобы они избавились от декриминализации для первых обидчиков. Должно быть наказание.
"Даже после случая с моей дочерью сколько еще девочек забили до смерти, порезали и задушили? Все потому, что виновные остаются безнаказанными ".
Когда Россия вступает в свой 20-й год под авторитарным руководством Владимира Путина, веганское анархистское сообщество Санкт-Петербурга процветает. Ненавистные ультраправым и не соответствующие господствующим в России националистическим настроениям активисты создали версию того, как будет выглядеть их идеальное общество - и продвигают это видение с вкусной едой.