Вас ожидает невразумительная портянка нытья, но раз уж вы зашли, то это... подержите публикацию пару минут открытой. Вам нетрудно, а ТыжИсторик останется в приятном заблуждении, что кто-то его читает.
***
Для затравки подкину на ваши вяло работающие вентиляторы чуток исторических открытий под бушковско-фоменковским флёром. Необразованного крестьянства в России не было. И рабочих не было. И революций, видать, тоже не было. А все эти ваши архивные документы и исторические изыскания есть "рука Кремля" и жиdoмаcoнский заговор. Вы пока приходите в себя, а я продолжу. К этому еще вернемся.
Известное заблуждение, что архивисты - те еще бездельники. Работенка у них непыльная, свободного времени навалом: гоняй чаи, да изучай неспешно пыльные фолианты. На самом деле на архивистов сваливается прорва работы, создавая постоянную текучку и оставляя в рядах лишь самых идейных фанатиков, но и у них случаются срывы в стиле "я устал, я ухожу".
Ну вот, например. Утро понедельника. Надо состряпать статейку о раскулачивании в ЦЧО на базе архивных доков. На фото где-то треть документов, привезенных на телеге из архивохранилищ.
Доклад Варейкиса о перегибах в мероприятиях по раскулачиванию. Выступление, простигосподи, Землячки. Еще что-то. На вымучивание статьи дается 4 дня (да я на Дзене дольше статейки клепаю). "Научная" работа не освобождает от приема граждан, выполнения "горящих" и тематических запросов, редактирования "Книги Памяти", исторических справок и консультаций по телефону.
***
Отдел занимается приемом граждан пару раз в неделю. Такое ограничение связано с гигантской загруженностью в остальные дни. Когда в кабинете разбросаны дела под интересным грифом, принять посетителя не представляется возможным. Хотя... Частенько случаются исключения. Ну там для слуг народа, для тех, у кого корочки. К сожалению, пункт про целование чьих-то задниц прописан невидимыми чернилами во всех должностных инструкциях рядовых исполнителей.
Дни приема люблю и люто ненавижу. Можно встретить весьма любопытных собеседников (на днях удалось побеседовать с мистером-адвокатом из публикации про Бунина, потому анонсирую на грядущий год продолжение статьи про Володьку-фашиста с новыми сенсационными подробностями из жизни семейки антисемитов), а можно столкнуться с паноптикумом человеческих странностей.
Прием начинается в 09-30. Прихожу на работу в 08-50. Под дверьми сидит очень синяя, очень опухшая женщина с кровоподтеками на всех видимых частях тела:
- Я из области приехала. Меня муж побил, хочу снять побои. Вот думаю, дай-ка к вам заодно заскочу, с делом ознакомлюсь.
Заодно!
В другой раз дверь кабинета приема распахивается и новая посетительница с порога обезоруживает стальными аргументами:
- Кот нассал на справку, что вы мне выдали. Нужна новая.
Испорченная справка служит железным доказательством преступления кота и суется в нос всем непричастным.
***
Тяжело любить людей. Вымораживает любовь соотечественников к материальной халяве на обломках Отцовских подвигов. Раз в несколько недель стабильно объявляется гражданин, желающий вытрясти чуть монет из горьких страниц жизни предков.
- У вас лежит фильтрационное дело моего деда. Хочу получить выплаты.
- Выплат не положено.
- Ну ладно.
- Погодите. Дело. Вашего. Деда. Здесь. Можно узнать в каких частях служил, обстоятельства пленения, о жизни в лагерях.
- Неа, не надо.
На приеме дама листает архивно-следственное дело. Светским тоном интересуется:
- Скажите, а мне вернут конфискованное у деда имущество?
Получив ответ, разочарованно уходит. Беру дело, открываю нужную страницу и немножечко сильно удивляюсь. Возникает острое желание догнать посетительницу и спросить:
- А если бы вернули, что бы вы стали делать в центре города в своём элитном ЖК с мельницей, молотильней и конём?
На этом фоне запал в душу визитер, ищущий информацию об отце. Приходит на прием заросший, неуютный старик. Рубашка мятая, борода нечёсана.
- Мне бы найти хоть что-то об отце. К своему стыду не знаю даже полную дату его рождения, а ведь скоро помирать.
В архиве обнаруживается аж целая фильтрация. Это не "что-то", это "ого-го"! Договариваемся с ним на следующий день. Утром в кабинет заходит не старик, нет, пожилой мужчина. Гладко выбрит, в костюме. Не могу удержаться и комментирую:
- Вас сегодня не узнать.
- Конечно. Я же пришел на встречу с отцом.
***
Ну что ж, вернемся к нашим историческим открытиям. Ежели б мы строили умозаключения исходя из рассказов граждан, посещающих архив, то вышло бы интересно. В отдельно взятой губернии нам не удалось бы найти ни одного завалящего крестьянина, зато на нашей карте обнаружилась бы плотно укомплектованная местность, нашпигованная сплошь дворянами-аристократами, пострадавшими от рук большевиков (откуда только взялись эти руки - непонятно).
Не могу припомнить ни одного визитера, кто бы взахлёб и с гордостью вещал что-то типа: "я сын рабочего и крестьянки, дитя честных пролетариев". Такие приходят молча и не устраивают шоу из соцположения своих предков. Соответственно, они и не запоминаются. А вот в чьих генах протоптался захудалый дворянин - тот не уйдет, пока не изольется гордостью за чужие регалии и не испортит воздух аристократическим апломбом. За годы работы возникла дикая усталость от липких россказней про "дом - полную чашу", "фамильные имения" и "300 душ крепостных". Если уж мне суждено погружаться в чужое прошлое, то расскажите, мать вашу, про индивидуальное хозяйство и постную тюрю, только не вот это всё. Смешно и странно, что у человеков до сих пор принято гордиться не своими заслугами, а происхождением, не имеющим отношения к личным качествам и к личным достижениям. Будто я снова на школьной перемене. "А мой папа - прокурор", "а моя мама - директор овощебазы".
Но иногда семейные предания дают сбой. Бывает, бабуленька с детства кормит внучка красивыми сказками: "Мы - дворяне, мы из высших. Советская власть всё отняла, но помни своё происхождение". И он помнит, греется этой мыслью. На приеме дооолго перечисляет утерянное богатство и разве что не сует в рожу руку для лобызания. Открывает дело, а там в графе "соцположение" родственник записан как "конюх". Ну проказница была бабуленька. Бывает...
***
А в остальном всё хорошо)
Слушайте, а куда подевались все негодующие? Хочу еще послушать про "мемориальных дур" и "аффтор всё врёт". Возвращайтесь)
ЧИТАЙТЕ так же:
Будни историка-архивиста (фотоматериалы)