Найти тему
Всего понемногу

Что нужно знать перед открытием бизнеса в Азии: главные советы эксперта

Советы директора ECOMMPAY по Азиатско-Тихоокеанскому региону Одри Оттевангер касательно внедрения бизнеса в азиатский рынок

Что нужно знать перед открытием бизнеса в Азии: главные советы эксперта. Фото: paymentgenes.com

Как открыть бизнес в Юго-Восточной Азии (ЮВА), какие трудности и возможности ожидают предпринимателей после вхождения на азиатский рынок и как отличается потребительское поведение жителей Китая, Сингапура, Индонезии и т.д. от других стран — об этом и многом другом рассказала директор международного платежного провайдера и прямого эквайера ECOMMPAY по Азиатско-Тихоокеанскому региону Одри Оттевангер во время конференции ECOMMTALKS в Риге. PaySpace Magazine собрал ключевые моменты выступления эксперта.

-2

Чем бизнесу выгоден азиатский рынок

-3

Чем бизнесу выгоден азиатский рынок. Фото: qz.com

Азия — один из самых быстрорастущих и развивающихся регионов мира, насчитывающий 49 стран с общим населением в 4,5 млрд человек. При этом половина мировых транзакций в секторе е-коммерции приходится на Китай (так, в День холостяка общая сумма транзакций составила $39,6 млрд).

Азия лидирует по количеству миллионеров, при этом в регионе также растет средний класс. В течение следующих пяти лет среди новых представителей среднего класса 88% составят выходцы из Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности, из Индонезии и Вьетнама), средний возраст которых не превысит 30 лет стремительный рост э-коммерции за счет развития онлайн-торговли, онлайн-туризма, онлайн-медиа

Высокий уровень использования мобильных телефонов. Азия перешла от десктопных компьютеров сразу к использованию мобильных телефонов. Так, в Китае 8 из 10 транзакций совершаются с помощью мобильных телефонов, следовательно, для привлечения азиатских покупателей необходимо предоставить либо мобильное приложение, либо адаптировать сайт под мобильные устройства.

Активное инвестирование региона. Как отметила эксперт, за последнее время объем инвестиций в АТР составил $35 млрд.

Решение проблем экосистемных услуг. В частности, за счет стартапов были решены многочисленные логистические проблемы региона.

Активное использование цифровых финансовых услуг (в том числе онлайн и оффлайн-платежи). Этого удалось добиться благодаря многочисленным стартапам, предоставившим доступ к финансовым услугам жителям региона без банковского счета. Тем не менее эксперт отметила, что несмотря на высокий уровень использования цифровых финансовых услуг, в ЮВА все еще активно применяют для оплаты товаров и услуг наличные средства.

Директор ECOMMPAY по Азиатско-Тихоокеанскому региону Одри Оттевангер во время выступления. Фото: Ecommpay

ТОП-4 сегмента по увеличению онлайн-потребителей

  • Онлайн-туризм
  • Е-коммерция
  • Онлайн-игры
  • Райд-хейлинг — онлайн-заказ поездок

Наиболее перспективные направления е-коммерции в ЮВА

  • Туризм
  • Бытовая электроника
  • Одежда
  • Хозтовары
  • Бакалейные товары
  • Здоровье и красота
  • Другое

Как отметила Оттевангер, для успешного внедрения своего бизнеса в Юго-Восточной Азии предпринимателям стоит разработать разные бизнес-стратегии для каждой страны ЮВА.

Что стоит сделать бизнесу перед вхождением в ЮВА

-4

Официальный магазин Apple в Китае. Фото: qz.com

Определить приоритетный размер рынка. Предпринимателям, желающим открыть бизнес в Азии, стоит помнить о том, что чем лучше развит рынок, тем выше на нем уровень конкуренции. Также Оттевангер, посоветовала не внедрять свой продукт или услугу сразу во всех странах региона, а определить для себя 1-3 ключевых рынка, сгруппировав их по общему признаку, например, языковому.

Примечание. В качестве примера успешной экспансии, эксперт упомянула компанию, открывшую бизнес в Филиппинах, Таиланде и Индонезии — странах с наиболее перспективными рынками из-за активно растущего среднего класса.

Культурные особенности. Необходимо адаптировать бизнес-стратегию с учетом культурных особенностей стран ЮВА.

В частности, эксперт отметила важность налаживания хороших отношений за счет личного общения: вначале необходимо наладить контакт с местными представителями бизнеса и лишь после приступать к решению деловых вопросов.

Также Оттевангер подчеркнула важность лингвокультурной адаптации для большинства рынков ЮВА, при этом продвигать бизнес на английском языке можно в Сингапуре, Малайзии, Филиппинах и Гонконге.

-5

Японцы — моноязычная нация, активно поддерживающая национального производителя. Фото: english.kyodonews.net

Регулирование. Необходимо изучить особенности налогообложения и репатриации капитала в странах региона.

Примечание. В качестве примера стран со строгим финансовым регулированием эксперт назвала Малайзию и Индонезию, где на законодательном уровне запрещено делать заграничные переводы в национальной валюте (малайзийском ринггите и индонезийской рупии) и торговать ею за границей. Во Вьетнаме все транзакции облагаются 10% подоходным налогом.

Оттевангер отметила Сингапур, как наилучший старт по экспансии ЮВА за счет развитого рынка, использования английского в качестве одного из официальных государственных языков и большого количества проживающих на территории страны иностранцев, благодаря которым 55% всех операций в секторе е-коммерции составляют международные транзакции.

Особенности потребительского поведения в ЮВА

-6

Девушка совершают оплату товара с помощью FaceID. Фото: chinadaily.com.cn

Омниканальность. В Азии потребители часто применяют интегративный подход при осуществление покупок, используя смартфон при выборе товаров и ноутбук для оплаты. При этом покупки потребитель затем может забрать лично в оффлайн-магазине.

Как азиатские потребители совершают покупки:

  • сравнивают цены
  • изучают отзывы на товары и услуги
  • ищут акции, скидки и прочие специальные предложения

Использование соцсетей для покупки товаров. Так, тайские покупатели используют мессенджер Line, чтобы иметь возможность напрямую общаться с торговцем или службой поддержки, задавая уточняющие вопросы перед покупкой. Китайские пользователи используют соцсети, чтобы оставлять как положительные, так и негативные отзывы на приобретенные товары и услуги. Индонезийцы являются самыми многочисленными и активами пользователями Twitter. Таким образом, мерчант должен активно использовать соцсети, чтобы найти подход к азиатским покупателям.

Особенности потребительского поведения в Азии

-7

Японцы любят все милое (кавайное), поэтому мерчанты активно используют это для увеличения продаж. Фото: theconversation.com

СтранаГлавные особенностиКитайWeChat и Weibo — наиболее популярные сервисы

Фуэрдай (золотая молодежь Китая) — лучший клиент: имеют высокий доход, не привыкли экономить и готовы совершать покупки по всему миру

Предпочитают совершать покупки в один клик

Любят «загруженный» пользовательский интерфейс и отдают предпочтение красному цвету

Отзывы клиентов — крайне важны

ИндонезияАктивны в соцсетях, но процент онлайн-покупок — невысок. Наиболее популярные сервисы: YouTube, Facebook и WhatsApp

Джакарта — город с наиболее активными интернет-пользователями

Индонезия стремительно урбанизируется 

Сайт и поддержка должны быть на индонезийском языке

Индонезийцы любят локальные халяльные продукты и бренды

СингапурМестные потребители имеют высокий доход, но при этом стараются экономить

Заядлые интернет-покупатели, предпочитающие иностранные бренды

Нет необходимости в локализации

Facebook и Instagram — наиболее популярные соцсети

Необходимо обеспечить удобное взаимодействие с пользователем на разных устройствах

ТаиландПокупки чаще всего происходят в соцсетях — Facebook, Instagram и Line

Для выхода в интернет предпочитают использовать смартфоны

Клиентское обслуживание — крайне важно. Поддержка должна быть доступна в чатах и по телефону 

Охотно покупают предметы роскоши

Нужна локализация на тайский язык 

ФилиппиныЛояльны к английскому языку

Mobile native — предпочитают использовать мобильные телефоны

Индивидуализация важнее конфиденциальности

Цена товара является ключевым фактором к покупке

Соцсети активно используются для покупок

Демонстрация продукта — крайне важна (в частности, использование видео)

ВьетнамMobile native — предпочитают использовать мобильные телефоны

Использование вьетнамского — обязательно

Строгий государственный контроль контента

Facebook и Zalo являются самыми популярными сервисами

Тренды: #Urban_explosion_of_digital, #Self_fulfillment_confidence

Самый большой рынок киберспорта в Азии

МалайзияПредпочитают использовать как ноутбуки, так и мобильные. Чаще начали использовать смартфоны для онлайн-покупок

Широко распространен английский, но за пределами столицы — индонезийский и китайский языки

Лояльны к международным брендам

Имеют проблемы с доверием, однако лояльны к нелегитимным сайтам и товарам

Омниканальность

Лидеры мнений в соцсетях являются важным фактором к покупке

Игрофикация — крайне важна для обеспечения взаимодействия

ЯпонияМоноязычность

Патриотичны по отношению к отечественным брендам

Любят сайты с «загруженным» дизайном

Старшее поколение отдает предпочтение ноутбукам, молодежь — мобильным телефонам

Соцсети используют с осторожностью — необходимо обеспечить анонимность пользователей

Любят все кавайное (милое)

Предпочтительные методы оплаты

Пример оплаты с помощью QR-кода в Японии. Фото: asia.nikkei.com

Банковские переводы. Такой метод оплаты чаще используют в Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Таиланде, Индонезии и Филиппинах — при оплате товара сайт перенаправляет пользователя на страницу банка либо генерирует 16-значный код, который затем нужно ввести для оплаты товара через банкомат либо в отделении банка.

Кредитные/дебетовые карты. Оплату картами чаще всего используют в Сингапуре, Малайзии и Гонконге. В других странах ЮВА использование кредиток составляет около 10%. Также здесь используют локальные карты, которые действуют только на территории конкретного государства, так как их эквайером являются местные банки.

Е-кошельки. Наиболее популярными цифровыми кошельками для оплаты товаров и услуг являются кошельки Alipay, UnionPay, WeChat Pay, GoPay и GrabPay. Также в отдельных странах используются местные е-кошельки для локальных транзакций, например, цифровой кошелек Boost в Малайзии.

Оплата наличными. Такой метод оплаты наиболее популярен в Индонезии, Филиппинах и Таиланде. Потребитель может оплачивать товары и услуги наличными средствами через кассу банка, используя код оплаты или QR-код, либо оплачивая товары на кассе в 7-Eleven или супермаркетах.

Другое. Оплата при доставке товара.

Примечание. Перед экспансией бизнеса в каждой конкретной азиатской стране необходимо изучить наиболее популярные методы оплаты целевой аудитории и представить их покупателям. Например, молодежь в Индонезии предпочитает использовать для оплаты е-кошельки, в то время как более старшее поколение предпочитает платить наличными. При этом наличный метод оплаты подразумевает возможность оплатить товар или услугу местной валютой.

Помимо использования мобильного приложения и/или мобильной версии сайта, важно максимально упростить оплату для местных потребителей. Заполнение многочисленных форм при оформлении заказа может привести к отказу клиента от покупки. Поэтому наилучшим решением для азиатских покупателей будет добавить опцию покупки в один клик.

Платежные методы в разных странах Юго-Восточной Азии

Потребители в Индонезии. Фото: ft.com

СтранаПлатежные методыДругие особенностиКитайЕ-кошельки (AliPay, WeChat Pay, Union Pay) — 54%
Банковские карты — 21%
Банковские переводы — 11%Наличные — 10%
Другое — 4%Адаптированный под мобильные устройства сайт — важнейшее условие для бизнеса в е-коммерции 

Для трансграничных платежей не требуется регистрация юрлица или счет в местном банке

ИндонезияБанковские карты — 34%

Банковские переводы — 26%

Е-кошельки — 20%

Наличные — 14%
Другое — 6%

Индонезия является строго регулируемым рынком, индонезийская рупия (IDR) не может быть репатриирована

Оплата с помощью банковских переводов преобладает над картами

Активное использование мобильных телефонов

Увеличение спроса на е-кошельки

СингапурБанковские карты — 59%

Банковские переводы — 10%

Е-кошельки — 14%

Наличные — 14%
Другое — 3%

Сингапурский доллар (SGD) — свободно конвертируемый по всему миру
Доллар США можно использовать для онлайн-оплаты
Высокий процент использования кредитных карт
Транзакции с поддержкой 3DSТаиландБанковские карты — 30%

Банковские переводы — 23%

Е-кошельки — 23%

Наличные — 15%

Другое — 9%

Банковские онлайн-переводы и наличные являются основными способами оплаты

Из-за высокого уровня платежного мошенничества мерчанту крайне важно обеспечить надежную защиту учетных данных покупателей

Необходимо добавить возможность оплаты национальной валютой страны — тайским батом (THB)

ФилиппиныНаличные, е-кошельки, оплата через кассу — 65%

Банковские переводы — 30%

Банковские карты — 5%

Наличные являются наиболее предпочтительным способом оплаты Зарегистрировать бизнес в Филиппинах значительно дешевле, чем в других странах региона

Сумма среднего чека меньше в сравнении с остальными странами Юго-Восточной Азии

ВьетнамБанковские переводы — 34%
Банковские карты — 22%Е-кошельки — 19%Наличные — 19%Другое — 6%Оплата дебетовыми картами, выпущенными локальными банками, превалирует над оплатой кредитками

Увеличение спроса на е-кошельки

Наличные по-прежнему является популярным методом оплаты, но спрос на них будет уменьшаться

Подходный налог на все операции — 10%

МалайзияБанковские переводы — 46%
Банковские карты — 29%Другое — 11%Е-кошельки — 7%Наличные — 7%Интернет-банкинг — наиболее популярен среди местных потребителей

Платежный сервис FPX недоступен для трансграничных платежей для юрлиц без локальной регистрации

Строгий контроль за финансовым регулированием, малайзийский ринггит — неторгуемая валюта, которую нельзя использовать для международных переводов

3DS — обязателен

ЯпонияБанковские карты — 65%

Банковские переводы — 14%

Наличные — 13%
Другое — 6%

Е-кошельки — 2%

Карты (в частности, платежной системы JCB) являются основным способом оплаты Оплата наличными в местных мини-супермаркетах (Konbini) наиболее популярна среди подростков

Низкий уровень мошенничества

Локализация — крайне важна