Найти тему
Артхив

Золотой век и школа. Каково приходилось ученикам в Голландии

Оглавление

Предлагаем школьникам, а также их родителям один из самых эффективных способов справиться со стрессом от школьных реалий. Рассказываем, каково было учиться в школах Голландии во времена Золотого века живописи, то есть в XVII столетии, когда свои шедевры создавали Рембрандт, Франс Хальс, Ян Стен, Ян Вермеер и многие другие.

Строгий учитель. Ян Стен, 1668
Строгий учитель. Ян Стен, 1668

Должен ли учитель уметь читать?

Ответ на этот вопрос не так уж и очевиден, если речь идет о «малых» голландских школах.

Но, обо всем по порядку. Образование в стране в XVII веке состояло из нескольких ступеней. Первая — это малые школы: в них принимали детей обоих полов с трех лет. Вторая — латинские школы. Туда шли только мальчики. Учились с двенадцати до шестнадцати или даже восемнадцати лет: все зависело от усвоения материала. Если ученик преодолевал эти две ступени, то мог рассчитывать на поступление в университет.

Школьный учитель. Адриан Янс ван Остаде, 1662
Школьный учитель. Адриан Янс ван Остаде, 1662

Вернемся к малым школам. Именно их неоднократно «воспел» в красках Ян Стен. Представьте, что далеко не все учителя малых школ в Голландии могли читать. Потому что для учителя главным была не грамотность, а умение удержать стаю разновозрастных ребятишек от желания разнести школу (а затем и весь город) в щепки. Недаром в Голландии существовала поговорка: «Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы». Так что Ян Стен, если и преувеличил степень бедлама в малых образовательных заведениях, то совсем ненамного.

Отдельно стоит отметить, что в Голландии не было девиза: «Все лучшее — детям». Поэтому школы располагались не в самых пригодных для скопления детишек местах. Например, в деревне это могла быть заброшенная конюшня с соответствующим запахом: душная летом и холодная зимой. В городах дела обстояли, конечно, получше. Но тоже далеко не идеально.

Школьный класс со спящим учителем. Ян Стен, 1672
Школьный класс со спящим учителем. Ян Стен, 1672

Отбор учителей в малые школы проходил просто: подтверждаешь, что не католик? Для молодой Голландии вопрос вероисповедания был крайне важен, ведь католиками были испанцы — основные враги страны на тот момент… Так вот. Не католик? Молодец, можешь идти преподавать. Но потом не жалуйся: ты сам этого захотел. Так что очередей на пост учителя в малую школу не наблюдалось. Поэтому туда брали и женщин тоже.

Оплата учительского труда была скудной. В деревнях чаще платили не деньгами, а натурой — продукты питания, куски торфа, свечи…

Школа для мальчиков и девочек. Ян Стен, 1670
Школа для мальчиков и девочек. Ян Стен, 1670

Свободное время вредит ученику!

Если кому-то кажется, что каникулы в современных школах слишком короткие, то в Голландии в XVII веке свободных дней у учеников было всего 35. Это вместе с выходными и праздниками. Да-да: 330 дней в году с шести утра летом и с семи утра зимой школьники начинали урок с молитвы и чтения главы из Святого Писания. Это мы уже говорим о втором этапе голландского образования — о латинских школах. Преподающие в них обязаны были уметь читать и считать. Собственно, главными уроками были чтение, арифметика и каллиграфия.

А если кому-то в современной начальной школе не нравилось (или не нравится) выводить крючочки и палочки, то знайте — в Голландии искусство каллиграфии постигали не какой-то там год или два, а десятилетия. Человек с красивым почерком мог быть спокоен — в жизни он заработает не только на хлеб, но и на масло к нему.

Деревенская школа. Ян Стен, 1665
Деревенская школа. Ян Стен, 1665

Закрывалась школа в семь часов вечера. При этом было два больших перерыва: первый — с 11 до 13, второй — с 16 до 17. Все остальное время разновозрастные ученики подходили к столу учителя, получали задание и возвращались к своей лавке его выполнять.

Вот одна из арифметических задач того времени: «Два человека купили в складчину восемь пинт вина и хотели бы разделить их поровну. Но чтобы разделить купленное вино на равные части, у них нет другой меры, кроме одной бутылки в пять пинт и другой в три. Вопрос: как следует им поступить?»

Вечерняя школа. Геррит (Герард) Доу, 1660-е
Вечерняя школа. Геррит (Герард) Доу, 1660-е

Преступления и наказания

В классе на видном месте обязательно вывешивали «Предписания» — список правил поведения на занятиях, в церкви и на улице. За нарушения полагалось наказание. Кстати, очень строго каралось опоздание на урок.

Учителя в голландских школах имели в своем распоряжении немалый арсенал для «телесных вразумлений» нерадивых учеников: розги, гибкая линейка и… металлическая густая расческа. Ее применяли к неряхам. Учитель с силой вычесывал неопрятного школяра, что было одновременно и больно, и позорно. Применялись и другие виды наказаний. Например, на провинившегося могли надеть деревянную колодку или посадить на стул позора.

Осел в школе (Тупица). Питер Брейгель Старший, 1556
Осел в школе (Тупица). Питер Брейгель Старший, 1556

«Французские» школы

Конечно, не все дети проходили через описанные выше стандартные ступени голландского образования. Так, для знатных отпрысков нанимались гувернеры. Или их могли отдать в специальные «французские» школы, которые открывали в Голландии иммигранты из Франции. В подобные заведения часто поступили девицы из обеспеченных семей. Французы обучали их, в том числе, составлению галантных писем. Недаром на полотнах Питера де Хоха и Яна Вермеера мы можем видеть такое количество дев, читающих письма. А в обычных, малых, школах считалось, что с девочки довольно умения шить и вязать.

Девушка, читающая письмо. Питер де Хох, 1670
Девушка, читающая письмо. Питер де Хох, 1670

Голландские университеты

Как бы то ни было, но даже такая система образования принесла свои ощутимые плоды. В XVII веке именно Голландия стала одной из самых читающих и образованных стран Европы. Ученость вошла в моду. Живописцы изображали медиков, астрономов и богословов. Страна подарила цивилизации телескоп, микроскоп, термометр, часы с маятником и многое другое. А Лейденский университет стал настолько популярен, что учиться в нем приезжали из других стран.

Но это уже история о высшем образовании, то есть, совсем другая история…

Автор: Елена Сироид, artchive.ru