Найти тему
Шкаф Бузыкина

«Доктор Сон», или Телепатия продолжается

В начале века «Король ужасов» издал мемуары, в которых очень много рассуждал о природе писательского ремесла. Пытаясь определить, что же такое литература, он пришел к интересному выводу: это телепатия, причем самая полноценная и действенная из всех существующих. Иначе как объяснить, что мысли одного человека появляются в голове другого, преодолевая столетия и тысячи километров? Удивительное открытие.

Король говорит
Король говорит

Романы и рассказы американского классика потому и продолжают пугать нас, что его ключевые идеи, мысли – это всегда прозрения. Страшную историю придумать не так трудно, а вот объяснить человеку, что его действительный мир не таков, каким он представлялся долгие годы; что мистика бродит рядом с нами – вот это мастерство.

-3

Да, Кинг – настоящий классик. Но с этим обстоятельством всегда диссонировала его манера поведения вне творчества. Он по-американски прост, приветлив и отчасти даже вульгарен. Все эти рок-группы, в которых он играл вместе с другими литераторами, неприкрытая любовь к массовой культуре, сценарии для «Секретных материалов», продажа прав на экранизацию своих книг за один доллар США.

-4

Вы представляете, чтобы, например, Сэлинджер разбрасывался своими драгоценными рассказами в подобном стиле? Нет. А вот Кинг, обладая самодостаточностью 99-го уровня, никогда ничего не жалел для кино-людей. Потому его произведения продолжают экранизировать пачками. И единственный на моей памяти раз, когда мэтр возмутился результатом, это одноименная экранизация бестселлера «Сияние». Трактовка истории Стэнли Кубриком стала культовой, но ее сильно не полюбил автор первоисточника. Понять это нетрудно. Картина вышла уж слишком «британской».

Кадр из х/ф «Сияние»
Кадр из х/ф «Сияние»

Кинг, слава Богу, жив и здоров, и вот, при его участии вышла вторая часть истории о Дэнни Торрансе. Поговаривают, что он писал продолжение романа специально, чтобы отыграться за первую ленту. Но, учитывая, что Кубрик вместе с традициями американо-британского экзистенциального жанра почил в бозе двадцать лет назад, культовый писатель, думаю, просто не хотел прощаться с милым его сердцу Дэнни.

-6

«Доктор Сон» сделан дорого. Режиссером проекта выступил Майк Флэнаган, показавший себя как режиссер ужасов в «Игре Джералда» (кстати, тоже по Кингу) и коммерчески очень успешном «Окулусе» 2013-го года. Но если в предыдущих проектах режиссер работал с актерами без громких имен, в «Докторе» ему пришлось руководить на площадке джедаем Юэном Макгрегором. Макгрегор и актеры вторых ролей играют хорошо.

-7

Все, кто следит за творчеством Кинга, знают, что роман «Доктор Сон» 2013-го года получился проходным. Но, как говорил наше все Андрей Арсеньевич Тарковский, хорошие картины получаются из несостоявшейся литературы, в которой есть зерно. «Зерно» Кинга всегда было в его умении с поразительной точностью создавать готический мир современной и прошлой Америки. Авторы смогли передать это настроение.

-8

Недостаток

Стивен Кинг уже давно стал брендом. Что бы он ни написал, и что бы ни сняли по его произведениям – это знак качества. Но одно дело – Стивен Кинг, который в свои 72 года радует нас новыми удачными вещами. И совсем другое – воротилы «фабрики грез», которые будут продавать под этим брендом даже самую посредственную продукцию.

-9

Если вы фанат Кинга – смотреть «Доктор Сон» вам будет интересно. Но, если на минуту представить, что это просто фильм, станет очевидно, что ничего особого в этом «просто фильме» нет.

Текст: Дмитрий Зуев

Иллюстрации: кадры из х/ф «Доктор Сон»