Так уж совпало, что Виктор Петрович родился и умер в один и тот же день 25 октября. В Миассе фамилия Макеев давно стала своеобразным символом. Именем Виктора Макеева назван центральный проспект Машгородка и крупнейшее оборонное предприятие – Государственный ракетный центр.
Именно благодаря Виктору Петровичу Миасс получил второе развитие. Активно расстроилась северная часть города, появился бассейн, кинотеатр, дворец культуры, были отстроены новые школы и больница. А еще он со всего Советского Союза стянул в Миасс уникальных специалистов, которые внесли огромный вклад в обороноспособность страны.
«Уральский дракон» – так называли его американские спецслужбы, а для многих советских граждан, знавших лично, Виктор Макеев был просто В.П. Сегодня мы публикуем отрывки из книги «Уральский дракон», которую только-только готовят к изданию соратники легендарного конструктора.
Замов себе выбираю сам
Из воспоминаний контр-адмирала ВМФ СССР Виктора Дыгало.
Все, кто работал с Виктором Петровичем в «одной упряжке», считали его везучим человеком. Кстати, моряки относились к КБ хорошо, всегда ждали от его коллектива каких-то новых решений. Надо отдать должное – каждый ракетный комплекс появлялся через 3-4 года и заставлял коллектив ставить новые задачи, искать решения, преодолевать новые трудности.
Необходимо рассказать о том, как Виктор Петрович подбирал кадры. Подбор был основан на анализе мнений людей, непосредственно контактирующих с кандидатами. Из этого создавалась некая матрица со знаками «+» и «-». Если у кандидата преимущественно были плюсы, то давалась команда отделу кадров на оформление претендента на работу. А после принятия решения на все возможные возражения Виктор Петрович отвечал: «Замов я себе выбираю сам».
О скромности Макеева ходили легенды
Из воспоминаний Альберта Дубровина.
В.П. был очень скромным в быту человеком. Вспоминается такой случай. Было это в 1974 году в г. Североморске, где мы готовили четырехракетный залп ракеты РСМ-40. В.П. должен был прилететь к моменту готовности ракеты к погрузке. В.Е. Каргин попросил меня забронировать для В.П. номер в гостинице и при этом предупредил, чтобы номер был соответствующим.
Из двух предложенных администрацией номеров я выбрал тот, который был побольше и покомфортней. Правда, стоимость его превышала оплачиваемую бухгалтерией. Каргин одобрил мой выбор. Встретив В.П. на аэродроме, мы привезли его в гостиницу. Войдя в приготовленный для него номер, В.П. остановился на пороге и стал его рассматривать. Номер состоял из трех комнат: гостиная, кабинет, спальня. «И сколько же это стоит?» — спросил В.П. Я назвал стоимость номера в сутки. «Похоже, вы не очень-то хотите, чтобы я здесь задерживался. А вы где живете?».
В.Е. Каргин бодро ответил: «А мы с Дубровиным рядом с Вами, Виктор Петрович, в двухместном». Надо сказать, что номер был не только двухместный, но и двухкомнатный. «Пойдем посмотрим», — произнес В.П. После осмотра нашего номера он предложил немедленно собрать вещички и перебираться в предложенные ему апартаменты. «А я остаюсь здесь», — сказал он и пошел за своим чемоданчиком.
Стоило большого труда уговорить его поселиться в апартаментах. Думается мне, что он согласился не с нашими аргументами, а потому, что пожалел наши кошельки от разорения. Если говорить честно, то В.П. всегда нуждался в деньгах. Ордена, медали, почетные звания и грамоты, которыми щедро одаривала его власть, не были платежным средством. Это сейчас руководители госкомпаний поднимают в 10-15 раз зарплату, чем средняя по предприятию, а В.П. получал 500 руб. в месяц, тогда как начальники отделов в КБ получали 300 руб.
Как-то, уже работая в Минобщемаше, я узнал, что существует возможность повышения оклада В.П. в два раза. Наши коллеги из Минсудпрома уже воспользовались этой возможностью и повысили оклады своим академикам. Через своих знакомых я узнал о порядке реализации этой задачи, раздобыл министерские бланки на специальной бумаге и, оставшись после работы, одним пальцем настучал на машинке обращение в Совет Министров и проект распоряжения Совета Министров.
Меня не удивило, что все руководители служб нашего министерства завизировали документ без всяких возражений. Было приятно, что и в других министерствах и ведомствах В.П. также любили и уважали.
Прочитав текст распоряжения и визируя его, люди говорили примерно следующее: «Ну, конечно... Виктору Петровичу... Без вопросов». В очередной мой приезд в Миасс В.П. спросил: «Как тебе это удалось?». Что я мог ему ответить?..
В Миассе у В.П. был садовый участок в три сотки...
Кстати, в советское время в ЦРУ Виктора Петровича Макеева называли "Уральским драконом", так как не знали его настоящей фамилии.
Владимир Мухин
Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком.