Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью,
И воскресенья весть услышать над тобой.
Армения, звенящая огнём и кровью!
Армения, не побеждённая судьбой!
Сергей Городецкий
Сегодня у нас необычный Гость номера – вернее сказать – гости. Мы «пригласили» в редакцию в качестве почётных гостей – Великих мира сего, живших в разные эпохи, в разных странах, славных сыновей различных народов и поколений, приводя их высказывания о нашем народе, как дань великого уважения к этносу, выжившему в горниле многократных испытаний огнём и кровью, в горниле, где превратились в пепел многие великие государства, попросту исчезнувшие с карты мира…
Дарий I, VI век до нашей эры: «Армян нельзя победить, их можно разделить»
Признанный отцом Истории древнего мира Геродот, так писал в V веке до нашей эры об Армении:
«…Границу Киликии и Армении образует судоходная река по имени Евфрат. В Армении находится 15 стоянок с заезжими домами и сторожевым укреплением на протяжении 56 парасангов. Из этой Армении путь ведёт в Матиену; здесь 34 стоянки на расстоянии 136 парасангов …Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи остов обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином… По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и плетёный остов судна. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению…»
Ксенофонт – древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель V-IV веков до нашей эры: «…Армения большая и благополучная страна…»
Римский историк III века Марк Юниан Юстин утверждал, что «…Непростительно было бы умолчать о таком государстве, коего пределы после Парфии были пространнее всех царств. Ибо Армения простиралась от Каппадокии до Каспийского моря…»
Греческий философ и биограф Плутарх в своём труде «Жизнь Лукулла» так описывает столицу древней Армении – Тигранакерт : «…Город этот – армянский Карфаген, детище нашего злейшего врага…»
Прокопий Кесарийский, историограф VI века писал:
«… до 474 года, римские императоры при отборе своих телохранителей, учитывая достоинства людей, отдавали предпочтение армянам»! Армяне – это единственный народ, которые душу завещают Богу, сердце Семье, а тело Родине! Армяне – это тот народ, для которого, любовь и созидание, это смысл жизни. Армяне – это тот народ, который по преданиям, восстал перед первым тираном человечества Белом (Немродом) и положил конец его тирании! Армяне – это тот народ, для которого, война – это время к сплочению, а мир – к созиданию!»
Джордж Байрон – великий английский поэт был в восторге от Армении и от армян.
«… Какова бы ни была их судьба, а она печальна, что бы ни ожидало их в будущем – их страна всегда оставалась одной из самых интересных на всём земном шаре; и уже самый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать всё больше привлекательности… Если Писание правильно толкуется, то Рай был расположен именно в Армении, которая заплатила также дорого, как и потомки Адама; там начала спадать вода после потопа и вылетел голубь. Но почти что с исчезновением Рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долгое время была могущественным царством – она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению того края, где бог создал человека по своему образу и подобию»
Венеция, 5 декабря 1816 г.
Генерал Андраник Озанян (Зоравар Андраник) – ярый борец за независимость Армении, один из известнейших полководцев армянского сопротивления в конце XIX – начала XX веков: «Я признаю только одну нацию – нацию угнетённых. Там, где угнетённые, там и мой меч» – говорил он о любимой им Родине.
Другой, безгранично преданный патриот своей Родины, воевавший на разных фронтах Первой Республики – спарапет Гарегин Нжде. Его наставления стали девизом в борьбе за независимость для многих армян:
«Человек, у которого отсутствует чувство национальной гордости – нравственный банкрот…»
«Невежество, эгоизм и космополитизм – вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество»
«Родину надо любить независимо и от её политического режима, и от наших политических убеждений…»
«Культура, если она не национальна – не культура, как и нация, если она не культурная – не нация…»
«Каждый армянин – брат по судьбе. Каждый армянин – это ты. Вот – незыблемый закон национальной нравственности…»
Микаэл Налбандян – армянский писатель, философ, революционный демократ:
«Борись отважно, чтоб врагу спины твоей не видеть,
Чтоб армянина словом трус никто не мог обидеть…»
Мао Дунь (псевдоним, настоящее имя Шэнь Янь-бин; родился 4 июля 1896 г., Цинчжэнь, провинция Чжэцзян), китайский писатель, общественный деятель.
«Мы восхищены славой древней культуры Армении. Таких древних рукописей в Китае очень мало»
Французский писатель Анатоль Франс:
«Мы должны признать, что этот народ умный и храбрый, стремящийся к усвоению высоких идей цивилизованного мира, столько же своим гением, сколько и своими беспримерными несчастьями стяжал право на сочувствие народов… Народ, который не хочет умереть, не умрёт никогда!».
Вот высказывания Фритьофа Нансена, великого друга армянского народа:
«История армянского народа – сплошной эксперимент. Эксперимент на выживание»
Фредерик Шопен:
«Армяне – один из старейших народов христианской цивилизации и самых мирных, предприимчивых и рассудительных народов в мире…»
Рафаэл Патканян – псевдоним армянского поэта и беллетриста Гамара-Катипа:
«Национальными качествами армянина должны быть армянский язык и жажда увидеть освобождённую Армению…»
«Настоящий армянин тот, кто искренне и страстно желает и содействует независимости Армении. Все остальные – не только негодные армяне, но и негодные люди»
Валерий Брюсов – русский поэт и общественный деятель:
«Армения представляет собой один из центров духовной жизни всего человечества. Она заслуживает внимания в той же мере, как история самых замечательных народов, сделавших свой самостоятельный вклад в культуру человечества»
Элизабет Бауэр – австрийский арменовед:
«Несмотря на то, что мало известно об Армении, Европа, с точки зрения культурного наследия, в большом долгу перед ней. На заре истории Армения была одной из колыбелей цивилизации… В первом тысячелетии до нашей эры экономика, искусство и традиции Армении были настолько развиты, что её культура стимулировала Египет, Грецию и Рим как материально, так и духовно».
Николай Марр – археолог-арменовед и исследователь Передней Азии:
«Утверждаясь в центрах европейского просвещения, в их древней и новой культурной среде, армяне не ленились основывать собственные культурные очаги и в Передней Азии, способствуя тем самым расширению международных культурных связей и облегчая приход сюда цивилизации. И каковы бы ни были первоначальные цели и задачи при основании этих очагов цивилизации, внимание наше в подобных делах привлекает, прежде всего, созидательный дух армянского народа, его инициатива и предприимчивость во благо международного культурного развития. Благодаря армянским переводам спаслись, утерянные было, жемчужины христианской литературы. Находясь в самом центре узла мировых межнациональных отношений не только современного, живого мира, но и ныне мёртвых культурных народов древности, армяне были первыми, кто ещё в средние века понял всё значение общечеловеческих интересов и осознал идею мировой истории».
Максим Горький (Пешков) советский писатель:
«Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX – начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие христиан культурной Европы, с которым они относились к истреблению их братьев во Христе, позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет – трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом»
Генри Моргентау – посол США в Турции в 1913-1916 гг.:
«Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации»
Ганс Вангенгейм – посол Германии в Турции в 1912-1915 гг.:
«Если вначале изгнание армянского населения ограничивалось провинциями, близко расположенными к Кавказскому фронту, то затем турецкие власти распространили эти действия на те части страны, которые не находились под угрозой вражеского вторжения. Эти действия и способы, которыми производится высылка, свидетельствуют о том, что турецкое правительство имеет своей целью уничтожение армянской нации в Турции»
Уильям Сароян:
«Хотел бы я знать, найдётся ль в мире сила, которая способна уничтожить этот народ, это малое племя скромных людей, чьи войны все отыграны и проиграны, чьё государство полностью уничтожено, чья литература не прочитана, музыка не услышана, а на молитвы больше нет ответа…
Ну же, вперёд! Уничтожьте Армению! Увидите, удастся это вам? Пошлите их в пустыню без пищи и воды, сожгите их дома и церкви, а потом посмотрите, не окажется ли, что будут они смеяться, петь и снова возносить молитвы, потому что если хотя бы двоим из них доведётся встретиться в этом мире, увидите, они создадут новую Армению!»
Луи Арагон, французский поэт:
«Свет Армении доходит до нас благодаря Мартиросу Сарьяну. Радостный свет, озаряющий людей, горы, плоды… Это сокровище, найденное вновь. Цвет у него столь прекрасен, что рядом с нашим Сезаном и Матиссом столетия должны отвести Сарьяну первостепенное место.
…Украшением нашего века являются яркие имена поэтов. В Англии – это Киплинг, во Франции – Аполлинер и Элюар, в Германии – Рильке, в Испании – Гарсиа Лорка, в России – Маяковский и Есенин, в Армении – Чаренц и Исаакян. Каждый раз, когда гаснет одно из этих светил, кажется, что тьма покрывает мир…»
Пабло Неруда – лауреат Нобелевской премии в области литературы в 1971 г.
«Мне думается, что Ереван, выстроенный из вулканического туфа, гармоничный, как розовая роза, один из самых красивых городов мира»
Рокуэлл Кент – американский художник:
«Армения – это страна чудес… Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я бы назвал, прежде всего, Армению. …Поневоле поражаешься, что в таком небольшом уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут стать украшением и гордостью всего мира. Трижды будь прославлена земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений»
Александр Квасьневский – президент Польши:
«Сегодня я посетил мемориал памяти жертв Геноцида армян, и это считаю самой важной частью моего визита. В мире никто не может отрицать того, что геноцид был. Это – факт. Политическая Польша – с вами. Признаёт наш парламент факт геноцида или нет – выше моих полномочий. Я советую моим турецким коллегам признать истину. Сегодня надо разрешить проблемы прошлого»
Папа Римский Иоанн Павел II:
«Жертвенность – непреложная часть армянской истории… Жду того дня, когда поцелую армянскую землю, обагренную кровью стольких жертв…»
Иеромонах Гевонд (Иерусалим):
«Ты – Бог Наш Иисус Христос: будем славить тебя; ты – Бог наш Иисус Христос: будем превозносить тебя!!! Славь Господа – народ армянский, ибо он благ к нам, ибо во век милость его. Аминь!!!»