Инновационные исследования в туризме - это молодое явление. Теоретически эти вопросы лишь постепенно прорабатываются и освещаются на основе эмпирических данных. Мы едва ли находимся на начальном этапе этого пути и многие направления могут быть продолжены в направлении консолидации знаний об этом явлении.
Каким путем стоит следовать? В основном, исследования в области инноваций в туризме могут идти по сходящейся или расходящейся линии. Конвергентный подход признает, что за последние десятилетия сформировалась всеобъемлющая и многогранная исследовательская традиция в области промышленных инноваций, однако туризм еще не получил широкого отражения в этой основной траектории.
Изучение и даже дублирование исследовательских гипотез и методологий даст преимущества с точки зрения сопоставимости, что придаст большую ценность исследованиям в области туризма, а также общим исследованиям в области инноваций.
Туризм отличается от обрабатывающей промышленности и многих других услуг, и исследования в области инноваций должны частично или полностью основываться на других аспектах и инструментах исследований.
Для поддержки этих исследований необходимо разработать новые методологии, а инновационные исследования в области туризма должны носить междисциплинарный характер и включать исследования, которые еще не получили широкого распространения в основных инновационных исследованиях, таких как антропология, социальные и культурные исследования.
Консолидация инноваций в количественных или качественных традициях также является спорным вопросом. До настоящего времени инновации в туризме рассматривались в основном на разовой основе в каждом конкретном случае.
Тематические исследования считаются важными для инновационных исследований, поскольку они вносят свой вклад на различных этапах исследовательского процесса, предоставляя знания и разъяснения, которые не могут быть получены только с помощью количественных данных.
В связи с этим звучит настоятельный призыв к тому, чтобы инновации в туризме рассматривались различными путями и с использованием нескольких методологических подходов. На более детальном уровне многие конкретные и центральные инновационные темы до сих пор освещались разрозненно:
Инновационные процессы
Отсутствует полное понимание того, как происходят инновационные процессы на туристических предприятиях и организациях, в том числе какие виды потенциала и стимулов они используют.
Инновации, ориентированные на потребителя, и вовлечение потребителей в инновационные процессы - актуальная тема, заслуживающая внимания во всем секторе услуг, и которая весьма актуальна для туризма, где взаимодействие потребителя и производителя теснее, чем во многих других типах предприятий.
Движущие силы
Инновации часто являются ответом на основные внешние тенденции развития. В настоящее время изменение климата и экономический кризис чаще всего называют основными препятствиями для непрерывного роста в промышленности.
Такие тенденции могут быть оценены как разрушительные в краткосрочной перспективе, но они могут также содержать импульсы для инноваций в продукции и процессах и институциональных изменений, которые имеют решающее значение для восстановления конкурентоспособности в новом цикле экономического процветания.
Таким образом, экономические и политические потрясения являются идеальной лабораторией для изучения появляющихся инноваций в конкурентной борьбе за ликвидацию.
Барьеры для инноваций в туризме
Как показано выше, инновациям в туризме препятствуют массивные структурные и поведенческие факторы, и уже имеются убедительные доказательства того, что МСП могут демонстрировать склонность к свободному вождению и позднему и безопасному усыновлению.
Преодоление барьеров требует новых знаний, например, о правах интеллектуальной собственности и моделях имитации и распространения.
Кроме того, прозвучал призыв уделять более сбалансированное внимание плюсам и минусам регулирования как препятствиям или стимулам для инноваций.
Технологические инновации
В настоящее время ИКТ представляют собой ключевой стимул для инноваций в туризме, и исследования новых продуктов и методов их предоставления вряд ли завершены.
Однако технологии приходят во многих формах, и это влияет на большое разнообразие условий производства. Услуги включаются в промышленные продукты и наоборот, и это смешение во взаимных отношениях имеет большое значение в качестве аналитического подхода к туризму, но еще не получило широкого распространения.
Распространение инноваций
Инновации в туризме приобретают все более глобальный характер. Они хорошо перемещаются, легко имитируются, систематизируются и экспортируются. Поэтому решающее значение имеют диффузионные каналы, равно как и лучшее исследование пространственных и социальных последствий.
Иными словами, каковы выигрышные и проигрышные регионы и страны в этом процессе распространения? Каковы последствия для социального равенства, занятости и благосостояния?
Роль предпринимательства
Традиционный подход к инновациям подчеркивает роль дальновидного предпринимателя. Принятие такого подхода в туризме сопряжено с трудностями, учитывая, что МСП широко распространены и что выход на рынок и закрытие фирм происходит очень быстро.
Что мотивирует новаторов - предпринимателей, какие знания они приносят с собой и какие стратегии они применяют для реализации своих амбиций? Поощрение предпринимательства в инновационных системах туризма является еще одним игнорируемым подходом в программе исследований.
Исследования и оценки политики
Вопросы инновационной политики не получили того приоритета, которого они заслуживают в исследованиях в области туризма. К этому списку относится характер инноваций в предоставлении услуг общественного туризма, в управлении и руководстве турнаправлениями, в учреждениях культуры и т.д.
Важнейшее значение имеет также пространственный подход, например, то, как политика успешно влияет на динамику отраслевых кластеров и инновационных систем.
Академия и инновации
Исследования указывают на нехватку квалифицированных кадров как на барьеры для инноваций в туризме. Необходимо вновь подчеркнуть важность вопросов, касающихся производства и распространения академических знаний в деловом сообществе и роли образования как средства достижения этой цели.
Университеты обязаны пересмотреть свою роль в процессе приобретения знаний на предприятиях и в регионах. Они могли бы реально инициировать посредническую и каталитическую роль в инновационном процессе, и это взаимодействие само по себе является предметом исследования.
Развитие теорий инноваций в туризме
Очевидно, что следует рекомендовать использовать инновации в туризме и поместить их в существующие теоретические рамки. Особенности туризма - например, пространственные связи с конкретными турнаправлениями - могут стать платформой для построения новых эмпирически обоснованных теорий, учитывающих особенности туризма и сравнивающих его с другими секторами экономики, на которые так долго обращали внимание лучшие мировые исследователи инноваций.